Алена Долецкая и другие редакторы о свободе СМИ и новом законодательстве

  • 1479
  • 0
  • 04 Декабря 201413:56

Современная российская политика стремится к изоляции от мирового сообщества. Это не могло не коснуться мира моды, который в основном опирается на западный опыт. Недавно Владимир Путин подписал закон, запрещающий иностранным гражданам и компаниям владеть более чем двадцатью процентами любой российской медиа-компании. В силу закон вступает с февраля 2017 года.

Новое законодательство бьет по независимым новостным агентствам, в том числе Forbes и «Ведомостям». Фэшн-издания тоже оказались на линии огня. Крупнейшие российские медиа-холдинги – Hearst Shkulev Media (Elle, Marie Claire), Sanoma Independent Media (Grazia, Harper's Bazaar, Cosmopolitan) и Conde Nast (Vogue, GQ, Glamour, Tatler) – полностью или частично принадлежат иностранным капиталам. Теперь же они должны менять свои структуры или продавать значительные части своих российских активов. Что об этом думают главные редакторы местных отделений международных СМИ?

Алена Долецкая, главный редактор Interview Russia и бывший главный редактор Vogue Russia, говорит, что ее опыт показывает, инвесторы обычно не стараются влиять на редакционное содержание журналов. Но не станет ли новый закон причиной снижения доли политического содержания? «Большинство российских модных журналов никогда не касаются политических вопросов. Это логично, учитывая характер самого журнала», – комментирует Долецкая.

Даша Веледеева, главный редактор Harper's Bazaar Russia, отмечает: «Конечно, это изменит все, и сейчас действительно трудно что-то прогнозировать». «Это делает жизнь издателей сложнее. Это неприятно, – говорит Алена Долецкая. – Но мы знаем страны, которые уже функционируют так. К тому же до вступления закона в силу есть еще два года». «Я уверена, что есть выход, как, например, в Китае, где западные глянцевые журналы делают очень успешный бизнес, – соглашается Ольга Михайловская, бывший редактор моды Elle Russia. – Я не думаю, что новое законодательство будет иметь какое-то влияния на содержание журналов. Я не вижу никаких оснований для этого!»

Мирослава Дума, основательница сайта Buro 24/7 считает, что общее изменение в структуре собственности может привести к консолидации модных и бизнес-СМИ. «Buro 24/7 намерен соблюдать законодательство, но наша редакционная политика не подвержена каким-либо политическим вопросам», – добавляет Дума.

Большинство редакторов соглашается, что на практике новые законы принесут лишь косметические изменения. При этом мало кто упоминает сегодняшнюю ситуацию, когда государственный орган Роскомнадзор блокирует доступ к некоторым сайтам, а правительство закрывает независимые СМИ, владеет огромными долями в телевизионных сетях, оплачивает работу сетевых троллей и так далее.

По сравнению с западным глянцем, российская модная пресса является младенцем и существует лишь с 1996 года. В то время, когда в России начинали издаваться Vogue и Harper's Bazaar, американский Vogue уже отметил свое столетие. Однако в конце девяностых российский глянец сделал большие шаги вперед и считался очень передовым сегментом. Сегодня же модные журналы смягчились, подстраиваясь под законы (например, запрет на рекламу алкоголя), клиентов и читателей.

«Большинство модных журналов становятся все более коммерческим и менее смелыми и творческими», – отмечает Долецкая. «Да, мы более консервативны, но не из-за политики, – говорит Даша Веледеева. – Мы провели многочисленные опросы, которые показали, что наши читатели хотят уйти от повседневной жизни, читая глянцевые журналы». «Мы должны соответствовать запросам рынка, – подтверждает мысль Анна Дюльгерова. – Это бизнес. Чем больше денег вы делаете, тем более он успешен».

Вероятно, и у нового законодательства есть свои плюсы. Например, оно может повысить конкуренцию российских СМИ на мировом рынке и заставить их развиваться. «Я всегда говорю: "Думай глобально, действуй локально". Я пытаюсь придумать журнала, который является международно ценным, – говорит Алена Долецкая. – Чисто местные СМИ, особенно о моде, не кажутся мне конкурентоспособными. Я люблю рассматривать все вопросы в международном масштабе. Думаю, это очень полезно и здорово, когда мы можем проверить себя за рубежом».

Комментарии

Мы будем вынуждены удалить ваши комментарии при наличии в них нецензурной брани и оскорблений.

Комментировать новости могут только зарегистрированные пользователи.