Фотоистория по мотивам романа "Мастер и Маргарита"

28 марта - 28 апреля
Дом Спиридонова
М. Гнездниковский пер., 9/8, стр. 1

«Результат оправдывает амбиции: серия оживших картин, манящих и трагических, чья драматургия усиливается
благодаря цитатам из романа на двух языках.
Замечательное посвящение».
Le Figaro Magazine, 20.12.2008

Триумфально встреченная в Париже, выставка «Мастер и Маргарита» переезжает в Москву. С 28 марта фотографии, иллюстрирующие сцены знаменитого романа, можно будет увидеть в Доме Спиридонова.

«Два господина приятной наружности неспешно прогуливались по Патриаршим. Оба они источали какую-то нездешнюю жизнерадостность, как будто каждый из них только что сорвал джекпот. Неудивительно, что речь была французской – один из них был заезжей знаменитостью…» Так мог бы начинаться роман о романе. Вернее, о съемках романа – о новой визуальной интерпретации «Мастера и Маргариты» в реалиях современной Москвы. Именно об этом и договорились два господина – мэтр фотографии Жан Даниэль Лорьё и пригласивший его в Москву Евгений Яковлев, ставший продюсером проекта. То ли небо было пронизано булгаковскими флюидами, то ли в воде проступали будущие образы, но эта мысль уже не отпускала Яковлева и вовлекла его в сферу, столь далекую от его повседневной деятельности. Решение было принято. А дальше – все, как в романе: идея зажила своей жизнью, вовлекая в свой оборот все новых и новых героев, диктуя свои правила игры.

Новодевичий монастырь, Переделкино, крыша Дома Пашкова, старинный особняк, ставший Домом железнодорожников, высотка на Котельнической, Патриаршие пруды. Место съемки – место действия романа. И хотя Москва со времени написания «Мастера и Маргариты» сильно изменилась, роман по-прежнему актуален, ведь жизнь и смерть, любовь и ненависть, верность и предательство вечны. В экспозиции – 50 фотографий, архивные документы семьи Булгаковых, а также видеофильм, запечатлевший процесс съемки фотоистории. Ее называют загадочной, непредсказуемой, провоцирующей, интригующей. В ней есть изысканность Шанель, страстность Пиаф, есть колдовство и чарующий взгляд, ей подвластны роли, полные драматизма и больших страстей. И ей безумно интересна героиня, которая «крайне противоречива… и чей образ будоражит воображение». Поэтому на роль Маргариты сразу же согласилась Изабель Аджани – это будет еще одна знаменитая Маргарита, двух других она уже успела сыграть – в театре и на экране. Теперь – Маргарита Мастера. В аэропорту Шереметьево, куда прилетела французская актриса, рядом с Аджани было такое количество багажа, что встречавшие ее поинтересовались: «Вы собираетесь посетить все оперные спектакли?» Ответ удивил: «Мой – только один чемодан, остальное – багаж Маргариты». И это неудивительно, ведь главный стилист проекта – Доминик Борк, обладательница двух «Оскаров», работавшая вместе с Аджани на «Камилле Клодель».

Съемки проекта доверили «магу фотографии», чьи предки строили Транссиб, а сам он в детстве сидел на коленях великого Пикассо. «Мастер» данного проекта – фотограф и художник Жан Даниэль Лорьё, один из самых известных французских фотографов моды, кавалер ордена Почетного легиона. Его имя стоит в одном ряду с именами Хельмута Ньютона и Ги Бурдена. Съемки для Vogue, Elle, L`Officiel, масштабные рекламные кампании принесли Лорьё не только бесценный опыт, но и широкую известность, он сам стал знаменитостью. Ему доверяют крупнейшие Дома моды – Dior, Nina Ricci, Courreges, Feraud, Lapidus, Mauboussin, Cartier, Céline и многие другие. Для Лорьё фотография столь же уникальна, как рисунок или гравюра. В его работах угадываются и изысканные световые эффекты Дэвида Хокни, и броская палитра Энди Уорхола, и фантазия Сальвадора Дали. Для его портретов характерны крупные форматы, отражающие настроение и взгляд, он на «ты» с магией мгновения.

В международной съемочной команде проекта 60 человек, каждый – лучший в своей области. И каждый был уверен, что некая неведомая сила помогала процессу съемок. Возможно, что эта сила имеет вполне реальное имя, возможно, именно благодаря стараниям Евгения Яковлева казалось, что все происходит само собой. Он взял на себя роль, которую в титрах не указывают, – Deus ex machina, и он с ней справился и сумел заразить своей любовью к Булгакову всю съемочную группу. Эта энергия аккумулировалось в снимках. Невозможно оторвать взгляд от струящейся по кадру, завораживающей красоты и гипнотизирующих, пронизывающих до мурашек по коже эмоций. Каждая фотография полна внутренней драматургии и размышлений над философскими вопросами. Прошлое обжигает мысль неугасимым огнем великих идей, будущее – с его тревогой о судьбе человечества – будоражит чувства. Такая интерпретация романа раздвинула границы «модной» фотографии, законодателем которой давно признан Жан Даниэль Лорьё, до неведомых горизонтов. До столь желанного – пусть пока только художественного – обретения островка надежды в нашем бушующем мире. Эти фотографии вместе с автором романа дарят нам тепло и свет: ими так плотно укутана героиня, что хочется верить в лучшее, несмотря на грозовое небо.

Пресс-агент: JMgroup, тел. +7 495 951 22 88, ф. +7 495 951 71 64, www.jmgroup.ru

05.03.2009 15:06
Рейтинг@Mail.ru