Мария Стюарт — вечное великолепие

Мир обуреваем страстями. Искренность и ложь, любовь и предательство, жизнь и смерть идут рука об руку. Что остается спустя столетия? Исторические свидетельства, легенды, мифы и … мода.

Мария Стюарт, королева Шотландская, говорят, стала законодательницей моды на белые подвенечные платья. Кто говорит? Все! Об этом расскажет вам любое свадебное агентство. Об этом пишут в книгах и в Интернет. Миф? Отчасти, да. Но то, что она и при жизни, и после своей трагической смерти остается эталоном стиля — правда истинная.

ИКОНА СТИЛЯ В СМЕРТИ

В жизни ее было много падений и взлетов — она любила и ненавидела, была желанна и отвергнута, плела интриги и сама становилась жертвой заговоров. Но всегда оставалась настоящей женщиной, которая умела быть красивой, поднимаясь не только на подиум, но и на эшафот.

О чем она думала, когда собиралась на казнь? Если верить Стефану Цвейгу, мысли ее были заняты тем, как она будет одета. На войну, на балы и турниры появлялась она в роскошных одеждах, прекрасно зная, какой силой обладает красота. Но ни по какому поводу не одевалась она так продуманно, как для смерти — величайшего часа своей судьбы.

Заранее, за много дней и даже недель, тщательно взвесив каждую деталь, до мельчайших подробностей продумала она ритуал кончины. Вещь за вещью перебирая свой гардероб в поисках достойного наряда, как истинная женщина в последней попытке кокетства хотела она оставить потомкам пример того, каким эталоном совершенства должна быть королева, даже если ждет ее близкая смерть.

Для последнего выхода был выбран праздничный наряд — самое изысканное и строгое одеяние из темно-коричневого бархата, отделанное мехом куницы, со стоячим белым воротником и пышными ниспадающими рукавами. Шелковый черный плащ и снежно-белое вдовье покрывало дополнили это гордое великолепие. Светские украшения заменили ей драгоценные четки, а изящные сафьяновые башмачки ступали так тихо, что звук шагов не нарушил бездыханную тишину в тот миг, когда она направилась к эшафоту.

Для последней минуты она надела исподнее платье алого шелка и приказала изготовить пурпурные длинные перчатки, чтобы кровь, которая брызнет из-под топора, не так резко контрастировала на ее одеянии. Никогда еще узница, осужденная на смерть, не готовилась к собственной казни с таким сознанием своего величия и изощренным искусством.

ИКОНА СТИЛЯ В ЖИЗНИ

Эта великая женщина обладала властью и богатством, была умна и образована и знала, что может свершить красота и умение одеваться. Свадебное платье Марии Стюарт действительно было белым, когда она выходила замуж за лорда Дарнли. Но, вероятно, не только потому, что белый цвет ей был особенно к лицу – это была вторая свадьба в жизни королевы. В память о своем предыдущем муже короле Франции Франциске II вдовствующая королева выбрала для подвенечного наряда цвет скорби (именно таким считался белый в те времена). Странный выбор? Отнюдь – это был политический жест. Но, впрочем, зачем это знать современным невестам? Эта миссия была забыта задолго до нас. Примеру Марии Стюарт последовали многие. Белое платье вскоре стало традиционным свадебным нарядом.

Подражали ей не только ближайшие современницы. Откроем один из выпусков журнала «Библиотека для чтения» за 1851 год: «Имя Марии Стюарт занимает значительное место в нынешних модах. Так называются шляпки, которых поля слегка склоняются на лоб, расширяясь по сторонам, чтобы выказать или пряди густых волос, или пучки лент и цветов. Тоже название принадлежит маленьким утренним чепчикам, которых кружево остроконечно лежит на лбу, округляясь около передних волос. Вот опять Мария Стюарт в этих платьях, где мыс так чудно обрисовывает талию, с бертой из дорогого кружева. Марией Стюарт называются и корсеты, посланные на лондонскую выставку, и бандолина для волос, придающая им блеск и мягкость, и восхитительный веер, представляющий, в прелестном рисунке, шотландскую королеву, дающую двору своему ночной праздник под старыми деревьями своего дворца. Оправа этого веера из золота, легкого как кружево. Есть также браслет Мария Стюарт, сплетенный из черной синели и золотых ниток ажуром. Браслет этот довольно широкий в середине, уменьшается постепенно к обоим концам и почти исчезает у застежки».

В современной моде имена исторических персонажей появляются редко — все больше модных кутюрье. Но если вам на модных показах и светских раутах вдруг встретится платье «где мыс так чудно обрисовывает талию» или черный с золотом ажурный браслет, знайте – это Мария Стюарт.

26.03.2009 13:41
Рейтинг@Mail.ru