Мода в состоянии кризиса… Уже поздно что-то исправлять?
Автор: Артем Кузелев

О том, что модная индустрия переживает состояние кризиса, говорят уже давно. Однако кадровые перестановки и скандалы, случившиеся в последнее время в крупных домах моды, заставляют всерьез задуматься над проблемой.

Полтора года назад Раф Симонс очень хорошо сформулировал и озвучил структуру системы, по которой сегодня живет мода. Главное здесь – продажи, вокруг которых завязаны сложный цикл показов, разработка идей, производство одежды, маркетинг и средства массовой информации. «Поскольку я часть этой системы, у меня есть сомнение в том, как долго это может продолжаться и как далеко может зайти. Как далеко зайдет отрасль, прежде чем не сможет функционировать? Это не просто о моде, это и о том, как мы потребляем, как мы общаемся», – говорил тогда Раф. Недавно дизайнер объявил, что покидает дом Dior, потому что хочет сосредоточиться на своей (еще пока что независимой!) марке мужской одежды.

Чуть позже стало объявлено, что Альбер Эльбаз покидает Lanvin после четырнадцати лет работы на дом в качестве креативного директора. Перед этим он произнес речь,в  которой вместо двух минут говорил почти полчаса. Слова Эльбаза практически повторяли мысль Симонса: мода движется в бешеных темпах и убивает творчество. «Мне нужно больше времени. Я думаю, что сегодня всем в моде просто нужно немного больше времени. Громкость стала новым трендом. Громкость – новая крутось и это не только о моде. Я же предпочитаю шептать».

Слова Эльбаз прозвучали особенно актуально, ведь практически все дизайнеры говорят о бешеных нагрузках на них самих и на бренды. «Мода на выгорание», «Экзистенциальный кризис моды», «Мода катится по наклонной» – такие и подобные заголовки можно видеть постоянно в блогах и изданиях. Ванесса Фридман выразилась еще более точно: «Что-то гнилое происходит в моде». Все эти слова отлично иллюстрируют ситуацию, когда Симонс должен был показывать новую коллекцию для Dior и собственного бренда каждые шесть недель, а также контролировать другие аспекты существования марок, как и требуется от креативного директора. Его решение выйти из дома-легенды не кажется таким уж удивительным в свете постоянного – внутреннего и внешнего – давления.

Конечно, это не что-то новое: дизайнеры выражают озабоченность системой моды в течение многих лет. Франко Москино был очень точным критиком, который, используя юмор и игру, говорил во всеуслышание: «Это реклама!» и «Остановите систему моды!» Выгорание случилось и с Джоном Гальяно, который был вынужден создавать 32 коллекции в год, в том числе очки, детскую одежду, аромат и одежду для двух марок! Совсем недавно некоторые дизайнеры пожертвовали созданием сезонных коллекций в пользу Haute couture, среди них и Жан-Поль Готье, и парни из дуэта Viktor & Rolf.

Социальные сети – относительно новое явление в этом кризисе. Однако оно оказывается, возможно, одним из самых губительных факторов. С момента своего запуска в 2010 году Instagram сократил расстояние между модными брендами, дизайнерами, моделями и потребителями. Мода начал жить в режиме онлайн, становясь более доступной, вызывая всеобщий ажиотаж. Каждый чувствует, что должен быть первым. Это не только дизайнеры, которые испытывают напряжение и большие объемы работы, но и журналисты, которым нужно охватить все шоу и каждую новость. Расписание мировых Недель моды не показывает никаких признаков замедления, наоборот, добавление в этом году в нью-йоркское расписание Недели мужской моды означает, что все будет только ускоряться. Показы проходят практически нон-стоп, а с января по март и вовсе сольются в единый пестрый фестиваль.

Сегодня бренды не могут позволить себе шептать, как хотелось бы Эльбазу, иначе они отстанут. За последнее десять лез изменился даже способ совершения покупок. Мы не просто потребляем одежду, мы потребляем идеи и стремления, впитывая изображения отовсюду, начиная нашим Instagram и заканчивая обычными рекламными щитами. Все всегда актуально и находится от нас на расстоянии одного клика. Мы живем в мире, где высокие марки копируют стритстайл, а производство практически полностью перенесено в Азию, чтобы ускорить и удешевить процесс: маркам надо удовлетворять запросы каждого, а не только элиты. Дизайнер может быть креативным гением, но в реальности моды он должен ориентироваться на продажи и потребление. Дизайнер должен постоянно генерировать новые идеи, причем они должны быть прибыльными.

Конечно, не все устали от хода колес моды. «Если вы не являетесь хорошим тореадором, не выходите на арену... Мода сегодня – спорт», – говорит Карл Лагерфельд в интервью WWD. «Я люблю темп моды. Мода движется вперед и движется быстро... Это заставляет меня хотеть работать больше, чем когда-либо», – вторит Донателла Версаче в другом интеревью. Возможно, реальность такова, что время Эльбаза уходит. Если вы не готовы заниматься андеграундным лейблом, возможно, вам не стоит заниматься модой вообще? В конце концов, если мода устанавливает себе такие темпы, вероятно, ей в них комфортно.

12.11.2015 09:13
Рейтинг@Mail.ru