Одежная розница: надежды и чаяния

Рождественская покупательская лихорадка в самом разгаре. Тем не менее, предновогодние чеки вряд ли кардинально изменят общий годовой расклад. Вот почему мы решили сейчас подвести предварительные итоги года и оценить перспективы одежного ретейла в наступающем, 2011-м, году. Наш эксперт, Мария Сморчкова, генеральный директор Ассоциация предприятий индустрии моды (АПРИМ), ответила на ключевые вопросы. Каким, по Вашему мнению, был 2010 год для российского fashion-ретейла? Уходящий год ознаменовался оживлением покупательской активности на рынке одежды. Свидетельством этого явился рост посещаемости магазинов и торговых центров. Конечно, многое зависит от формата магазинов и ценового сегмента, но в целом можно говорить о том, что россияне стали заходить в магазины одежды чаще на 20-25%. К сожалению, несмотря на заметное оживление, потребительский спрос растет очень медленно. Люди редко делают покупки, выбирают недорогой товар или товар по специальной цене, ищут скидок и распродаж. Средний чек на рынке одежды упал в среднем на те же 20%. Покупатель стремится к дисконту, и торговля вынуждена следовать его интересам — в стремлении поддержать оборот порой существенно снижает свою маржу. А с учетом инфляции и валютных колебаний, результаты многих продавцов одежды совсем не утешительные. Одежная розница в своей массе по-прежнему выживает лишь за счет сокращения издержек и снижения закупочных цен. Появились ли в этом году интересные игроки, новые проекты, заслуживающие внимания? Российский рынок по-прежнему перспективен и потому интересен иностранным компаниям и сетям. Это касается как среднего, так и высокого ценового сегмента. В 2010 году в России весьма активно начали работать глобальные ретейлеры: GAP, H&M, River Island; появились магазины: Uterque, Miss Selfridge, Kiabi, Celio, в люксе — Manolo Blahnik, Philipp Plein, Love Moschino, Harvey Nichols и другие. Стоит отметить возросшую активность международных марок в самостоятельном освоении российского рынка. Тенденцией прошлого года стало сокращение посреднических цепочек на рынке одежды на всех этапах — от производства до розничной продажи. При этом международные ретейлеры отказываются не только от посредников, но и от существующих российских партнеров, продолжая работать в России самостоятельно. Какие сегменты рынка лучше всего чувствовали себя в уходящем году? Основным объектом спроса была недорогая, но качественная одежда. Покупатель стал еще более разборчив, рационален. Импульсные случайные покупки практически сошли к нулю. Магазины конкурируют по уровню сервиса и постпродажного обслуживания. В итоге, рынок одежды растет количественно (продажи в единицах), но не финансово (падает средний чек, выручку сокращают валютные колебания и инфляция). Безусловно, вышесказанное относится в большей степени к столицам. В регионах все менее оптимистично. Доходы в целом у населения не растут, на фоне инфляции увеличиваются расходы (самым существенным образом на ЖКХ).

Каково было окончание года? Какие тенденции будут присутствовать на отечественном fashion-рынке 2011 году?

Если сравнивать с 2009 годом, конечно, уходящий был более позитивным. Тем не менее, распродажи в этом году магазинам пришлось начинать раньше, а скидки делать больше. Есть надежда, что по прибыли fashion-розница выйдет на показатели прошлого года. Однако усилий для этого приходится прикладывать несравнимо больше. И с каждым годом легче не становится... Следующий год для розничной торговли одеждой будет наиболее тяжелым, чему есть ряд причин.

Во-первых, доходы покупателей не вырастут, и, соответственно, покупатель не станет тратить больше. Избалованный скидками, он будет требовать их и впредь.

Во-вторых, растет стоимость аренды. Уже сейчас предварительные договора аренды, подписанные в «кризисном прошлом», пересматриваются во всех аспектах в сторону увеличения. А на фоне реального дефицита торговой недвижимости, логичное желание розницы расти вширь, при невозможности роста вглубь, наткнется на новый виток арендных ставок.

В-третьих, драматичности ситуации добавляет самый последний итог глобального финансового кризиса — глобальный рост цен на сырье для производства одежды. Когда спрос упал, вынужденно сократились посевы, приостановились фабрики. В 2010-м году глобальный спрос на текстиль рос быстрее, чем предложение. Природные катаклизмы снизили урожаи в ведущих странах-поставщиках хлопка, что не замедлило отразиться не только на цене сырья, но и на стоимости производства: пошив, логистика и прочие работы стали дороже.

В-четвертых, в России усиливается таможенный режим. В таких условиях ретейл окажется между молотом и наковальней. Конкурентоспособность сохранят только высокоорганизованные технологичные торговые системы. Благо, в этом направлении российским ретейлерам еще есть куда развиваться.

21.12.2010 17:21
Рейтинг@Mail.ru