`Икаты Туркестана XVШ-XIX веков из коллекции Таира Таирова` Второе название экспозиции `Облака, застывшие на шелке`
Сегодня в залах Музея личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств /ГМИИ/ им.А.С.Пушкина открывается выставка `Икаты Туркестана XVШ-XIX веков из коллекции Таира Таирова. Второе название экспозиции `Облака, застывшие на шелке`. Это вольный перевод персидского слова `абрбанди` - `связанное облако`. Так называли это уникальное древнее ремесло среднеазиатские ткачи, создавая необычные узоры в особой технике нанесения декора на ткань путем последовательного окрашивания нитей основы. В Европе же и ткани с таким орнаментом известны под названием `икат`. Икаты - шелковые, полушелковые и хлопчатобумажные ткани с характерными `размытыми` узорами - встречаются в разных регионах вдоль Великого Шелкового пути.

Но хотя впервые икаты появились в Индии или Китае, лишь в Средней Азии их выделка достигла совершенства. Центрами производства абровых тканей - икатов в 19-м веке были города Ферганской долины, а также Самарканд, Бухара, Хива. Там шили дорогие платья, парадные халаты, мужские и женские, равно как покрывала, скатерти и одеяла. Коллекцию Таира Таирова специалисты признают уникальной, а в музее демонстрируется небольшая часть его обширного собрания икатов из Средней Азии. В экспозиции - праздничные халаты из традиционной полушелковой ткани адрас, халаты из такой же ткани с геометрическими рисунками - бекасаба, образцы одежды из чистого шелка - шойи, бархатные халаты и ткани.

Большинство экспонатов относится к ХIХ веку - периоду расцвета шелкоткачества, но есть и предметы второй половины ХVШ века и начала ХХ века, когда традиционное искусство текстильщиков клонилось к закату. Владелец коллекции корнями связан с Ташкентом, где жила его семья: дед - ученый улем /богослов/, отец - член первого советского правительства Туркестана. Среди родных по материнской линии многие владели каким-либо ремеслом: вышивали, ткали, шили тюбетейки. В 1986 году доктор международного права профессор Таиров оставил работу во Всемирном Совете мира и обратился к произведениям традиционной культуры. Показ его собрания подтвердит слова немецкого этнографа Карутца, написавшего о Средней Азии: `Большего богатства красок не являет ни одна народная жизнь в мире, более тонкого и выразительного чувства колорита - никакая этнографическая картина земного шара по сравнению с городами Туркестана`.

Intermoda.ru по материалам РИА Новости

03.09.2002 13:36
Рейтинг@Mail.ru