Мужчины научились ухаживать. За своей внешностью
Современные мужчины не хотят стареть. И любым способом пытаются сохранить молодость. Принимая во внимание растущий интерес сильного пола к процедурам, которые когда-то считались чисто женскими, индустрия красоты активно расширяет рынок услуг для мужчин. И последние воспринимают это с благосклонностью. Как на Западе, так и в России.

Еще совсем недавно нарциссизм считался одним из самых тяжких грехов. А сегодня мода на мужские средства по уходу за собой очень напоминает бум на рынке женской косметики 1920-х гг. Впрочем, на это есть причины.

В последние годы гендиректора крупных компаний внезапно оказались в центре всеобщего внимания. Они отчитываются за свои действия перед акционерами, аналитиками и, что самое важное, перед СМИ. Общество зачастую оценивает их по внешнему виду. И если гендиректор не в состоянии следить за собой, общественность вправе спросить: а сможет ли он следить за компанией?

Еще один фактор — отсутствие четких границ начала пенсионного возраста. “Сегодня мужчины, которым за 50, выглядят так, как выглядели 20 лет назад 30-летние представители сильного пола. Они столь же энергичны, здоровы и моложавы, — утверждает Дэвид Раккулья, основатель компании — производителя средств по уходу за волосами American Crew. — В прошлом топ-менеджеры любого совета директоров как две капли воды походили друг на друга. Трудно было найти генерального директора, который бы носил костюмы от Хельмута Ланга или Джона Варватоса. Теперь костюмы этих модельеров считаются классикой, а менеджеры `в возрасте` стали больше заботиться не только о костюме, но и о прическе”.

Раккулья основал свою компанию 10 лет назад. За это время мужчины превратились в активных покупателей косметических средств. “Когда мы только запустили нашу марку American Crew, мы рекламировали наши продукты через женщин, — говорит Раккулья. — Они показывали косметические средства мужьям и возлюбленным и намекали, что мужчина, который хорошо выглядит и вкусно пахнет, больше нравится противоположному полу. После этого мужчины сами устремлялись в косметические магазины. В результате сегодня многие представители сильного пола готовы экспериментировать и сами покупать разные продукты. Все табу исчезли”.

“Мы всегда знали, что мужчины время от времени берут с полочки в ванной кремы и другую косметику своих жен, — утверждает Кристиан Куртан-Кларанс, генеральный директор французской компании — производителя средств по уходу за кожей. — Женщины рассказывали нам, что мужчины пользовались их дневными кремами и продукцией по уходу за глазами”. В 2003 г. в продажу была запущена мужская линия Clarins Men. По данным компании, сегодня в Великобритании каждые 80 секунд продается один косметический товар Clarins для мужчин. “Мы думали, что 70% от объема продаж составят средства для женщин, но продали одинаковое количество женских и мужских продуктов, — говорит Куртан-Кларанс. — Мы правильно выбрали время для запуска мужской линии. Ведь в наши дни роль женщины и мужчины в обществе сильно изменилась. Сильный пол стал больше ухаживать за своей кожей”.

Сейчас объем европейского рынка мужских средств по уходу за кожей составляет $4,3 млрд. Причем растет он за счет большого спроса на товары со стороны клиентов, а не благодаря усилиям самих компаний. “Мы хотим включить в перечень услуг для мужчин процедуру Botox (инъекции для удаления морщин). Многие клиенты просят нас об этом”, — делятся своими соображениями Лайт Уэйнс и Омар Фадли, совладельцы лондонского салона красоты The Refinery. “Мы всегда считали, что наибольшей популярностью у наших клиентов будет пользоваться массаж, — добавляет к сказанному Фадли. — Но мы были ошеломлены спросом на эпиляцию. Мы и не думали, что удаление волос с помощью воска станет так популярно”.

Наплыв клиентов-мужчин наблюдается в последнее время и в салонах спа. По данным международной ассоциации спа, 29% от общего числа посетителей салонов, где предлагают эти процедуры, составляют представители сильного пола. Чаще всего их приводят туда женщины. А через некоторое время мужчины сами начинают активно посещать процедуры, потому что им нравится расслабляющий эффект спа. Они понимают, что это хороший способ снять стресс.

Принимая этот факт во внимание, некоторые компании открыли собственные спа-салоны в аэропортах. Как известно, большинство путешествующих бизнесменов — мужчины, поэтому компании решили, что открытие спа-салонов в аэропортах поможет привлечь мужскую клиентуру. “Мы не используем в нашей рекламе слово “красота”, — говорит Чарльз Дентон, управляющий директор компании Molton Brown, которая открыла спа-салоны в аэропортах Хитроу и Джона Кеннеди. — Мы говорим о “создании и поддержании имиджа”. Сейчас 85% клиентов салонов Molton Brown в обоих аэропортах составляют мужчины.

Некоторые представители сильного пола пошли еще дальше. Они не просто покупают косметику или посещают спа-салоны, но обращаются за помощью к пластическим хирургам. “Количество американских мужчин, подправивших линию губ, увеличилось с 2001 по 2002 г. на 421%. Это поразительно!” — восклицает Уэйнс.

Похоже, что мужчины окончательно поменяли отношение к пластической хирургии. И случилось это после того, как итальянский премьер-министр Сильвио Берлускони сделал лифтинг в области глаз и не стал скрывать этого от СМИ. “Раньше только актеры и гомосексуалисты в открытую прибегали к услугам пластических хирургов, — говорит Марко Ленс, специалист по пластическим и омолаживающим процедурам и дерматологической хирургии. — Но мужчины теперь живут дольше и работают в престарелом возрасте, а не выходят на пенсию в 60 лет. Они конкурируют на работе с молодыми парнями, которые стремятся занять их должности”.

Конечно, никто не пытается изобрести рецепт вечной молодости, но все заботятся о своем имидже. “Вы должны продавать продукт, кем бы вы ни были: гендиректором или рабочим на автозаправке. В основе современного образа жизни лежит одна-единственная идея: продавайте, продавайте, продавайте. Чем лучше вы выглядите, тем больше продадите”, — говорит Омар Фадли.

Конечно, российские мужчины тоже заботятся о себе, но не любят никаких излишеств во внешности. “Мы родом из СССР, где внешнему виду уделялось мало внимания, — говорит Кирилл Стефанов, руководитель проекта инжиниринговой компании `Следящие тест-системы`. — На смену нам должно прийти новое поколение с другим менталитетом”. Кирилл придерживается характерного для российских менеджеров взгляда на мужскую внешность. “У ухоженного мужчины должны быть чистая кожа, аккуратная прическа, приятный парфюм и стильная одежда”, — говорит он.

“Менеджер должен выглядеть на все сто, — добавляет к этому Дмитрий Федосов, партнер агентства по маркетингу и коммуникациям Ralph Inc. — На мой взгляд, у бизнесмена должны быть приятная улыбка, свежий и энергичный вид. Тогда окружающие понимают, что перед ними цивилизованный человек, с которым приятно вести дела”. Дмитрий не прочь сходить к косметологу или массажисту, ведь это помогает снять стресс после работы и придает свежий вид. Однако он против мужского пилинга лица и считает, что мужчине неразумно делать такую процедуру. “Уж лучше сходить на массаж”, — говорит он.

Опрос, проведенный “Ведомостями”, показал, что российские мужчины не менее активно, чем их западные собратья, пользуются косметическими средствами. К примеру, менеджер компании по продаже обуви “Вестернланд” Андрей Чичков признается: “Я часто использую увлажняющие кремы после бритья, но люблю и другие кремы. А на волосы наношу гель, чтобы они не торчали”. Андрей лояльно относится к веяниям мужской моды и не имеет ничего против пластической хирургии.

Слова менеджеров подтверждаются официальными цифрами. Так, по данным ЭкспоМедиаГруппы “Старая крепость”, в среднем российский парфюмерно-косметический рынок ежегодно растет на 20-25%, а в некоторых сегментах и до 30%. Сравнительно большую долю продаж составляют товары для мужчин. “Мужская косметика пользуется огромной популярностью. А парфюмерию представители сильного пола покупают даже чаще, чем женщины”, — говорит Ирина Ратковская, PR-менеджер представительства PUGI Prestige Beaute, компании Kosmetika. “Еще пять лет назад в продаже почти не было косметических продуктов для мужчин, а сегодня любой уважающий себя брэнд выпускает линию для мужчин”, — добавляет к этому Игорь Яковлев, коммерческий директор парфюмерно-косметического департамента компании MBG.

Но самые революционные изменения в отношении российских мужчин к своему внешнему виду наметились в последние год-два. Если раньше представителей сильной половины человечества можно было лицезреть только в спортзалах, то теперь они стали захаживать в косметические и спа-салоны. Администратор салона Tretyakov SPA by Anne Semonin Наталья Давыдова утверждает, что 45% ее клиентов — представители сильного пола. “Мужчины выбирают традиционно женские процедуры: пилинг, педикюр и маникюр”, — рассказывает она.

Специалисты объясняют подобные тенденции тем, что сильный пол стремится создавать свой положительный имидж в бизнесе. “Мужчина, который хорошо зарабатывает, должен нравиться клиентам, — утверждает Юлия Бевзенко, партнер компании ВРО Executive search & Consulting и сертифицированный консультант по стилю компании First Impressions. — Обычно имидж создается взглядом, осанкой, манерами, мимикой и одеждой. Но ни в коем случае нельзя упускать из виду детали. Если у человека грязные ногти, то это сразу бросится в глаза”. Юлия подчеркивает, что менеджер должен быть в меру ухожен. Однако ему не стоит чрезмерно наряжаться. “Именно поэтому метросексуалы (современные денди) у нас часто воспринимаются негативно. Излишества и слишком ухоженный вид ассоциируются с нетрадиционной сексуальной ориентацией”, — говорит она. По ее мнению, российские мужчины хорошо восприняли спа-процедуры, потому что они нужны для здоровья и релаксации. “В этом нет оттенка гомосексуализма”, — уточняет Юлия.

В последнее время в России появились компании, занимающиеся так называемым lifestyle management (менеджмент стиля жизни) и предоставляющие занятым бизнесменам услуги персональных ассистентов. На Западе подобные компании существуют уже несколько лет. Например, в Великобритании состоятельные молодые предприниматели нанимают за 1000 фунтов стерлингов ($1871) в год ассистента, который берет на себя все бытовые дела и организует досуг бизнесмена. В России агентства lifestyle management появились совсем недавно, но у них уже есть свои клиенты. “Персональный ассистент, если это необходимо, поможет сориентироваться и выбрать нужную парикмахерскую или фитнес-зал”, — говорит Наталия Жеребенкова, PR-менеджер контакт-центра Ivox, которое предоставляет аналогичные услуги отечественным бизнесменам.

Однако наем персонального ассистента стоит довольно дорого. Это означает, что далеко не все могут позволить себе такую роскошь. Остальным придется самостоятельно организовывать свой досуг и заботиться о своей внешности.

Но мужчин это не расстраивает. Они рады, что у них теперь есть свой собственный, отдельный от женщин мир. “Феминистки так долго боролись за свои права, что пришло время и нам, мужчинам, побороться за свои. Пора создавать свои мужские социальные институты. В России интерес к этому еще не столь велик, но ниша постепенно заполняется”, — говорит Игорь Яковлев. (Использованы материалы FT.)

Мария Подцероб
Для Ведомостей
www.vedomosti.ru

21.01.2005 11:43
Рейтинг@Mail.ru