Как Лейб нашел Якоба. Джинсы, которым мы поклонялись ...
20 мая 1873 года Лейб Штраус (он же Леви Страусс), сын торговца-лоточника, перебравшийся 20 лет назад в Америку, получил патент № 139.121 Бюро патентов и торговых марок США (US Patent and Trademark Office) на производство `рабочих комбинезонов без бретелей с карманами для ножа, денег и часов`. До этого Страусс без особого успеха торговал в Нью-Йорке тканями и в Калифорнию подался на пике `золотой лихорадки`: он рассчитывал шить из английской парусины jeans палатки и сбывать их старателям. Но штаны оказались для золотодобытчиков нужнее - толстые, из хлопка, а не из кожи, чтобы можно было их стирать, с тремя большими карманами, двумя спереди и одним сзади, и одним маленьким. В качестве красителя был выбран самый стойкий на тот момент индиго (темно-синий). Первые джинсы стоили 1 доллар 46 центов.

Строго говоря, рабочие штаны, которые производила начиная с этого времени фирма Levis & Co, были не первыми джинсами Леви Страусса, но именно в 1873 году карманы джинсов укрепили заклепками. До этого додумался невадский портной, уроженец Риги Джейкоб Дэвис, с которым в конце 1872 года познакомился Страусс.

Правда, у Дэвиса не нашлось 68 долларов, необходимых для того, чтобы подать собственную заявку, и бедному `клепальщику` достались лишь второе имя в патенте, доля в бизнесе и малопочетное `Co` в названии Levis & Co. Сложись все иначе, как бы теперь назывались первые джинсы - Jacobs 501 или Levi & Jacob?

Модель 501 возникла почти сразу, но номер ей был присвоен в 1890 году, когда успех предприятия превзошел все ожидания. Моделей было столько, что производство пора было упорядочить. Страусс предложил партнеру их пронумеровать. На этот счет существует своя легенда, которую поведают всякому, кто доберется до музея Levis & Co в Сан-Франциско. `Да я этих моделей, наверное, штук пятьсот придумал!` - заявил Дэвис. `Тогда эта будет пятьсот первой`, - ответил Страусс.

Орлиная метка С момента рождения знаменитые джинсы почти не изменились. Почти сразу на заднем кармане появились две кривые линии - `крылья орла, обитающего в Скалистых горах`, на швах - оранжевая двойная строчка, а на ширинке - четыре `болта` с выбитыми буквами Levi Strauss & Co S.F. Cal (потом пуговиц стало пять). В 1886 году пояс украсила кожаная нашивка с конями, пытающимися разорвать джинсы. В 1902 году стали пришивать второй задний карман, в 1910-м в джинсовой коллекции появилась первая куртка - Levis 506, а в начале 20-х годов с пояса исчезли пуговицы для подтяжек и появились шлевки для ремня. Начиная с 1937 года заклепки на задних карманах стали закрывать тканью - чтобы не царапали мебель или седло.

Поверить в то, что золотоискатели просеивали песок в таких же джинсах, какие были на вас на первом свидании, трудно, но можно - увидев под музейным стеклом джинсы 1880 года выпуска. В 2001 году их продали на аукционе eBay за 46 532 доллара (изначально владельцы из Невады просили за штаны любимого прадеда 25 000 долларов).

Все сказанное выше вступает в противоречие с мифом о джинсах как об одежде для ковбоев. Более того, фермеры и ковбои считали Levis слишком городской одеждой и успокоились только тогда, когда в 1911 году настоящие ковбойские штаны, слегка расширенные книзу, чтобы влезали сапоги, сделал Генри Дэвид Ли. В 1926 году компания H·D·Lee презентовала последнее изобретение в джинсовой истории - Lee 101Z, первые штаны с молнией вместо пуговиц, и на этом развитие затормозилось. И ни одно более позднее нововведение, будь то добавление в деним лайкры, вышивка, etc, не изменило джинсы столь принципиально.

Они не терлись и не сидели А у нас в 1926-м был нэп. Специалисты иностранные приезжали - и не в одних костюмах с шляпами они ходили, ведь ездили же они на природу, и наверняка у каждого в чемодане лежало по паре джинсов. Но советских людей тогда волновали другие вещи.

Известно, что в Европу джинсы привезли американские солдаты, и в 40-х годах XX века в Германии появились первые европейские джинсы Mustang. А у нас тогда ничего такого не появилось, и когда в 1957 году столицу СССР наводнили гости Фестиваля молодежи и студентов, юные москвичи были потрясены потертостью своих ровесников-иностранцев. Тогда-то и распространился в Союзе новый промысел - фарцовка.

Те, кому сегодня нет и 30, едва ли поймут своих родителей, с нежным блеском в глазах вспоминающих о первых своих джинсах, стоивших в начале 80-х годов прошлого века от трех до пяти стипендий среднестатистического советского студента. Торговля джинсами была в то время делом хоть и нелегальным, но обычным. Первые же, начала 60-х, советские фарцовщики рисковали не только деньгами и свободой, но и жизнью. Сегодня самое время вспомнить о показательном суде над Рокотовым и Файнбергом, приговоренным за валютные спекуляции (это была `расстрельная` статья) к исключительной мере наказания. В обвинительном заключении одним из пунктов обвинения шла торговля джинсами, которые по определению были товаром валютным. Приговор незамедлительно привели в исполнение.

В США в 1969-м журнал American Fabrics напечатал статью, автор которой утверждал, что `история денима является отражением всей американской истории`. А у нас была своя история, и штатовский деним был для советских властей как красная тряпка для быка, как инакомыслие, как правозащитники, как выступление на Красной площади во время чешских событий в 68-м... Грех сравнивать, но так и было.

Когда в 1973-м весь мир отмечал 100-летие Levis, в нашей стране пытались шить собственный аналог - `техасы`, которые не терлись, никак не сидели и не держали форму. В 80-х московские студенты учились отличать `родные` штаны от подделок и лежа влезали в штаны на размер меньше, а `выездные` моряки имели право привезти на родину три пары джинсов - четвертые провозили через таможню на собственном теле. И в том же Владивостоке, куда приходили суда, в рестораны не пускали людей в джинсах: вышибалы считали их рабочей одеждой.

С другой стороны, на что тут обижаться - рабочая одежда и есть. Может, просто отношение к работе изменилось? Праздник стал мало чем отличаться от будней, вечерние наряды почти исчезли из употребления, в рабочих штанах появляются теперь в опере и на подиуме. Лозунг `на работу - как на праздник` материализовался с точностью до наоборот. И джинсы перестали, наконец, быть для одних одеждой старателей, для других - глотком свободы, превратившись в украшение нашей жизни.

Вместо практики Stonewashing `Выстиранные с камнями` джинсы впервые продемонстрировал в 1960 году дизайнер Ньюдт Коэн. Его последователи - французы Марите и Франсуа Жирбо уже в конце 60-х догадались стирать новые джинсы с пемзой, но в промышленных масштабах их идеи начали претворяться в жизнь лишь в 1982 году. Первой фирмой стала Lee. Sticky fingers `Джинсовую` обложку этого знаменитого альбома Rolling Stones 1971 года делал Энди Уорхол. За застегивающейся молнией на фотографии скрывалось мощное тело отнюдь не Мика Джаггера, как думали поклонники, а главной звезды - Уорхола Джо ДАлессандро. Calvin Klein В 1977 году Кельвин Кляйн первым из модельеров выпустил дизайнерские джинсы. В 1980-м Ричард Аведон сделал для рекламы джинсов CK знаменитую скандальную фотосессию с Брук Шилдс. 15-летняя модель заявляла с постеров: `Между мной и моими `кельвинами` нет абсолютно ничего`. Vintage Настоящие винтажные джинсы можно отличить не только по цифрам на `болтах`, но и по узкой белой кромке, идущей вдоль края ткани, - она видна, если внимательно посмотреть на шов изнутри. До начала 1980-х деним выпускали на узких 29-дюймовых станках, и пока эти станки не заменили на новые 58- и 62-дюймовые, кромку было видно изнутри. Разные фирмы добавляли в нее нити разных цветов - это был тоже фирменный знак. У Levis край был бело-красный, у Lee - бело-зеленый, у Wrangler - бело-золотой. Джинсовый верх Хотя официально датой рождения первой джинсовой куртки Levis 506 считается 1910 год, есть все основания полагать, что она существовала и раньше. Коллекционеры называют эту модель Type 1, причем самой ценной считается куртка с ремешком, пришитым сзади на поясе и застегивавшемся на металлическую пряжку.

Следующую знаменитую джинсовую куртку выпустил в 1932 году Генри Дэвид Ли - она впоследствии была названа the rider. Несколько лет назад на одном из аукционов за $40.000 был продан один экземпляр такой куртки, с ремешками на поясе, словами Union Made на пуговицах и Lee на кармане.

Близка к идеалу куртка Lee stormrider, презентованная через год, с шерстяной подкладкой и вельветовым воротником - такую можно увидеть на Мерилин Монро в `Неприкаянных`, последнем фильме Кларка Гейбла.

Самый же популярный фасон джинсовой куртки - Levis 557, модель, известная под названием trucker - дальнобойщик.

Izvestia.ru

25.02.2005 14:29
Рейтинг@Mail.ru