По мнению аналитиков, наиболее перспективными сегментами российского парфюмерно-косметического рынка на сегодня являются селективная косметика (косметика класса «люкс»), косметика для мужчин, детская косметика и продукты антивозрастной косметики (anti-age). В 2004 году рынок селективной косметики вырос на 19,2% и составил 1 млрд. 240 млн. долларов, и как ожидается, в 2005 году этот рынок вырастет еще на 18,5%. Как отметили в `Старой крепости`, наибольшую долю в структуре продаж селективной косметики занимает парфюмерия (68%). Российский рынок мужской косметики ежегодно растет на 7-19% в зависимости от категории (в 2004г. общий объем розничных продаж мужской косметики составил 441 млн долларов). Сегмент детской косметики в 2004 году вырос на 8-9% по сравнению с 2003 году и составил 117 млн долларов, в 2005 году ожидается рост до 127,5 млн долларов. Рынок anti-age - небольшой по объему, является, по мнению аналитиков, наиболее перспективным. В 2004 году данный рынок вырос на 17,7% - до 43,2 млн долларов., в 2005 году, как ожидается, рост составит не менее 15%.
Рынок «нашей» косметики (в отличие от рынка российской парфюмерии, который практически не существует) последние несколько лет развивался стабильно. В некоторых сегментах рынка небольшому числу российских компаний удалось занять свою нишу. Однако, как сообщил А. Маслак, в последнее время ситуация на рынке начала меняться не в пользу российского производителя. Это происходит за счет того, что цены на продукцию российских предприятий растут, в то время как цены на продукцию западного производства, напротив, в отдельных сегментах рынка демонстрируют снижение. Объемы продаж крупных магазинов увеличились настолько, что позволило компаниям напрямую заключать контракты с иностранными компаниями-производителями. Отсутствие посредников и дистрибуторов значительно снизило закупочную стоимость продукции. Кроме того, усиление конкурентной борьбы между отечественными и иностранными фирмами вылилось в открытие крупными западными компаниями собственных производств в нашей стране. Таким образом, преимущество в цене, которое раньше было главным аргументом российских компаний, стало теряться. По итогам 2004 года наибольшее число продаж парфюмерно-косметических товаров пришлось на долю универмагов – 29% от общего объема и специализированные сети (23,7%). Большие темпы набрала реализация косметики по уходу за кожей и средств гигиены через аптечные сети. По прогнозам аналитиков, в дальнейшем они будут опережать рост других каналов дистрибуции. В настоящий момент, доля специализированных сетей составляет больше 20% российского рынка и более трети - московского. Около 80% специализированной розничной продажи косметики России контролируют основные игроки - `Арбат Престиж`, `ЛЭтуаль`, `Дуглас-Риволи`.
Как рассказала в интервью РБК.Рейтинг вице-президент по информации и международным связям ЭМГ `Старая Крепость` Анна Дычева-Смирнова, ситуация на рынке парфюмерно-косметической продукции в крупных городах в целом схожа. Более высокая, по сравнению с небольшими городами, платежеспособность населения и развитая инфраструктура создают благоприятную рыночную ситуацию, особенно для иностранных брендов. Тем не менее, потенциал небольших городов во многом недооценен. «Пока рынок нельзя считать полностью насыщенным», - говорит А. Дычева-Смирнова. По ее словам, рынок достаточно велик и растет, он еще может `вместить` в себя новые сети, и поэтому развитие данного направления является очень перспективным. Однако, по мнению аналитиков, потребуется еще много времени на воспитание и изменение сознания регионального потребителя.
Российский рынок парфюмерии и косметики уже входит в список крупнейших рынков Европы, а розничные сети, обсуживающие этот рынок, растут быстрыми темпами. Россияне считаются самыми активными потребителями косметической продукции, они он готовы тратить большую долю своего дохода на косметику и парфюмерию, чем западные потребители. Аналитики отмечают, что сегодня российский косметический рынок является чрезвычайно привлекательным для иностранцев. Москва становится для западных компаний «окном в Россию». То, что происходит в столице сейчас, через несколько лет повторится в других регионах страны. По прогнозу Анны Дычевой-Смирновой в 2005 году рост парфюмерно-косметического рынка составит 15% (для сравнения, устоявшиеся европейские рынки растут на 2-4% в год), а потенциальный объем рынка через несколько лет может составить 14-16 млрд. долларов США.
rbc.ru
Самые популярные женские ароматы 2004 года (Арбат-Престиж) 1 CHANCE / CHANEL
2 PREMIERE JOUR / NINA RICCI
3 COCO MADEMOISELLE / CHANEL
4 LIGHT BLUE / DOLCE & GABBANA
5 FOR HER / NARCISO RODRIGUEZ
6 MIRACLE / LANCOME
7 BEYOND PARADISE / ESTEE LAUDER
8 GUCCI II / GUCCI
9 ALLURE / CHANEL
10 N 5 / CHANEL
11 SIMPLY / CLINIQUE
12 POUR FEMME / LACOSTE
13 LEAU DISSEY / ISSEY MIYAKE
14 AMORE AMORE / CACHAREL
15 ATTRACTION / LANCOME
16 LOVE IN PARIS / NINA RICCI
17 INTUITION / ESTEE LAUDER
18 212 / CAROLINA HERRERA
19 PLEASURES INTENS / ESTEE LAUDER
20 NOA / CACHAREL
Самые популярные мужские ароматы 2004 года (Арбат-Престиж) 1 EGOIST PLATINUM / CHANEL
2 CHIC FOR MAN / CAROLINA HERRERA
3 LEAU DISSEY HOMME / ISSEY MIYAKE
4 ALLURE HOMME SPORT / CHANEL
5 MANIA HOMME / GIORGIO ARMANI
6 ACQUA DI GIO HOMME / GIORGIO ARMANI
7 212 MEN / CAROLINA HERRERA
8 BALDESSARINI / HUGO BOSS
9 PALZIERI
10 HAPPY FOR MEN / CLINIQUE
11 HUGO / HUGO BOSS
12 FRAGRANCE COLLECTION / BOBBY JONES
13 FOR MEN / DOLCE & GABBANA
14 IN MOTION BLUE / HUGO BOSS
15 IN MOTION / HUGO BOSS
16 DIAVOLO FOR MEN / ANTONIO BANDERAS
17 XS FOR MEN / PACO RABANNE
18 ALLURE HOMME / CHANEL
19 CHROME FOR MEN / LORIS AZZARO
20 BOSS / HUGO BOSS