Когда размер имеет значение. Нужны ли человечеству брюки 51-го размера и блузки 43-го?
Ведомости
07.10.2005, №188 (1469)

Традиционно средним женским размером в США считался восьмой (46-й российский). Но недавно западные дизайнеры и компании по выпуску одежды стали замечать, что женщины все чаще покупают вещи больших размеров. То же самое наблюдается и в мужском сегменте рынка.

Естественно, происходящее вызвало оживленные дебаты среди модельеров и портных. Они спорят, стоит ли менять размерную сетку и шить больше коллекций для полных и крупных людей.

Российские специалисты в этом споре не участвуют. Россия не только не потолстела, а, наоборот, немного похудела за последнее десятилетие, утверждают они.

Американские вещи восьмого размера рассчитаны на женщин с охватом бюста 87 см, талии — 67 см и бедер — 93 см. Однако исследование, проведенное в 2003 г. аналитической компанией TC2 под кодовым названием Size USA (“Размер США”), выявило, что в наши дни средний женский размер увеличился. Теперь охват бюста составляет 95 см, талии — 80 см, а бедер — 102 см. Более того, многие женщины уже давно поняли, что нельзя слепо доверять информации, указанной на бирке. Определить, подходит вещь или нет, можно только в примерочной. Например, на платье от Donna Karan может стоять второй размер, а на аналогичной вещи от Prada — 40-й.

К мысли о неизбежности примерки склоняются теперь даже мужчины. И это несмотря на их врожденное нежелание вертеться перед зеркалом. На данный момент в ЕС не существует единого стандарта мужских размеров и никто не собирается его вводить. Считается, что у большинства мужчин охват груди составляет 100 см, талии — 85 см, а бедер — 100 см. Между тем, согласно последним исследованиям, в наши дни даже у самых молодых мужчин другие размеры. Объем груди среднестатистического мужчины составляет 102 см, талии — 87 см, а бедер — 102 см. “Мужчины стали шире. И это связано не только с увеличением мышечной массы, но и с ростом жировых отложений”, — говорит Мелани Троуб, директор лондонского ателье Thomas Pink.

Тем не менее представителям сильной половины человечества легче найти себе подходящий размер, чем женщинам. Дамы затрачивают на это намного больше усилий и времени, добавляет Троуб. А пресс-служба итальянского дома моды Canali сообщает следующее: “Десять лет назад мы считали нашим средним размером 50-й итальянский. Сейчас это — 52-й и даже 54-й. Мы предлагаем более широкий выбор размеров, так как продаем одежду по всему миру. Ведь во всех странах у людей разные фигуры”.

По мнению Троуб, самые крупные люди планеты живут в Северной Америке. “Мы сейчас выпускаем гораздо более широкий спектр размеров, чем раньше. В коллекции весна — лето этого года мы впервые использовали 19-й (47-й европейский) размер воротника. Мы пошли на этот шаг, потому что в США этот размер пользуется большим спросом”, — говорит она.

Но как бы то ни было, “не всегда бывает легко убедить дизайнеров и брэнды в том, что им стоит выпускать одежду для крупных и высоких мужчин”, сетует Джон Мерфи из британской розничной компании High & Mighty, которая скупает большие размеры одежды у разных дизайнеров, например у Бена Шермана и Ральфа Лорена. “Высокие мужчины тоже хотят выглядеть красивыми”, — добавляет он.

По данным компании TNS Fashion Trak, занимающейся исследованиями в области моды, за последние пять лет спрос на одежду с охватом талии 93 см повысился на 20%, причем в основном среди мужчин. Для сравнения: весь рынок одежды вырос за эти пять лет на 17%. “Совершенно очевидно, что розничным компаниям пора увеличить количество больших и маленьких размеров в своем ассортименте”, — отмечает Фиона Белл, директор по бизнесу Fashion Trak. А Джереми Хакетт, основатель английской марки Hackett, говорит: “Я заметил, что наши клиенты стали выше и крепче. А значит, изменились и размеры, которые лучше всего продаются. Долгое время наибольшей популярностью пользовался 42-й размер. Но теперь мужчины стали больше заниматься спортом. В результате, примеряя костюм, многие представители мужского пола обнаруживают некоторое несоответствие. Пиджак сидит на них хорошо, а брюки висят. Поэтому мы сейчас вводим новую услугу, которая называется tailored fit — `размер, сделанный на заказ`. Это позволит более точно подгонять пиджаки и брюки по размеру талии и бедер потребителя”.

Есть еще один способ решить проблему с размерами: можно отдельно продавать пиджаки и брюки. “По какому бы из этих двух путей вы ни пошли, у вас не будет проблем с размерами”, — уверяет Хакетт. Так стоит ли в таком случае удивляться тому, что служба пошива на заказ от Thomas Pink пользуется у потребителей таким успехом? Такую же тенденцию отмечают и другие дизайнеры, в том числе модельеры компании Dunhill. Они считают, что отрасль будет развиваться именно в этом направлении и вещи, сшитые на заказ, приобретут небывалую популярность.

Интересно, что в России наблюдаются совершенно противоположные тенденции. “Мы провели сравнительный анализ данных исследований отечественного НИИ швейной промышленности и западных сеток размеров и пришли к выводу, что россияне стройнее европейцев. У наших женщин талии уже, а у мужчин более узкий объем бедер”, — рассказывает Алексей Волков, директор по маркетингу компании “Номенар” (брэнды S. Olivier и Zolla). Он добавляет, что в последние годы так называемая размерная горка (график продаж вещей по размерам) сдвинулась в сторону уменьшения. Сегодня средним женским размером можно считать 44-46-й, а средним мужским — 50-й.

Аналогичные данные предоставляют и научные организации. “Исследование этого года показало, что российские женщины стали стройнее. Если раньше средним размером считался 48-й, то теперь это 46-й. Похоже, дамы стали больше следить за собой, сели на диеты и занялись спортом. А средний мужской размер остался таким, каким и был, — 50-м”, — говорит Светлана Лопандина, заведующая лабораторией типологии, моделирования и конструирования одежды НИИ швейной промышленности.

С ней полностью соглашаются и известные российские модельеры. Они уверяют, что им не приходится шить много одежды больших размеров. “В наши дни пропагандируется здоровый образ жизни, спорт, лечебное голодание и — как следствие — спортивные фигуры. Худоба сейчас в почете”, — говорит дизайнер Денис Симачев.

Мнения модельеров и исследования специалистов принимают в расчет многие российские швейные предприятия. Например, с НИИ швейной промышленности тесно сотрудничают швейное предприятие “Кристи” и московская фабрика женской одежды “Космос”. Некоторые производители проводят дополнительно собственные исследования. А компания Sela два раза в год устраивает анкетирование потребителей и выясняет их предпочтения. Исследования и продажи показывают, что лучше всего продаются женские размеры XS — S (44-46) и мужские от 48-го до 52-го, утверждает Ирина Никифорова, генеральный директор московского представительства корпорации Sela. Однако мужские размеры сейчас приходится делить на две категории по росту: 170-176 см (буква R на бирке) и 182 см (буква T на бирке). “Высоких мужчин теперь стало больше, — замечает она и тут же добавляет: — Впрочем, девушки, особенно подростки в возрасте от 14 до 18 лет, тоже стали выше. С одной стороны, они высокие, с другой — очень худые и фигура у них еще не развита. Мы специально шьем для них брюки с длинными брючинами”.

Эту же тенденцию отмечает модельер Маша Цигаль. “Самый популярный размер, заказываемый в Masha Tsigal, — это S. Мы делаем удлиненные брюки, и этот размер подходит даже для очень высоких девушек”, — говорит она.

Несмотря на многочисленные научные исследования и расчеты модельеров, среднему россиянину не всегда легко сразу подобрать себе в магазине одежду подходящего размера. Иногда приходится перемерить множество нарядов, прежде чем найдется что-то подходящее по размеру. Но специалисты уверяют, что удивляться нечему. “Конечно, есть некоторые различия в строении фигуры российской женщины и западноевропейской”, — говорит Волков из компании “Номенар”. То же самое можно сказать о мужчинах. Наверное, поэтому Ирина Никифорова замечает: “Правильнее, конечно, было бы продавать пиджаки и брюки отдельно, чтобы мужчина мог подобрать себе соответствующий костюм. Но мы работаем в сфере массового рынка одежды. Мы не можем заниматься индивидуальным подбором костюмов и ушивкой и подгонкой одежды под конкретную фигуру”.

Иными словами, российские модельеры, закупщики и производители одежды сходятся во мнении, что тенденции, отмечаемые западными дизайнерами, пока для России не актуальны. Так что большинству россиян пока придется довольствоваться стандартными размерами и тщательно примерять одежду в магазине, чтобы найти подходящий вариант.

07.10.2005 12:38
Рейтинг@Mail.ru