Настоящий ампир
Автор: Архив
4282.jpg

4284.jpg

4286.jpg

4288.jpg

4290.jpg

4283.jpg

4285.jpg

4287.jpg

4289.jpg

4291.jpg

В свое время Великая французская революция пробудила интерес к античности и ее возвышенной простоте. Законодательницей моды стала известная балерина Салле, которая в 1734 году впервые станцевала в балете "Пигмалион и Ариадна" в легкой прозрачной юбке, присборенной по античным образцам. Правда, в столице моды Париже балерину тогда освистали, а вот в консервативной Англии, как ни странно, приняли на "ура". Но в конечном итоге мода (особенно женская) приняла культ античности безоговорочно, хотя дата, когда в Европе окончательно восторжествовала греческая одежда, шмиз или туника из муслина либо тонкого льняного полотна, так и не была установлена теоретиками моды.

Собственно говоря, наиболее распространенный тогда фасон - платье-шмиз - представлял тогда обычную муслиновую или полотняную рубашку с глубоким декольте, короткими рукавами (иногда пышным "фонариком") и поясом, перемещенным под самую грудь. При этом юбка спускалась простор драпировкой естественным образом к полу, а само платье было украшено многочисленными воланами и сборками по рукавам и нижнему краю юбки.

Платье-шмиз настолько очарует светских дам, что еще долго будет царствовать в мире европейской моды. Он переживет и французскую республику, и английский Конвент, исчезнув только под влиянием наполеоновской эпохи. Но и после этого именно в форме шмиза еще очень долго будет создаваться дамское неглиже. По форме, стилю, манере исполнения шмиз шился тогда в подражание греческой тунике или римской тоге. При этом соответствовала стилю и обувь - туфелька или сандалии на плоской подошве с высокой шнуровкой

Любимый портной императрицы Жозефины - некто Леруа - стал настоящим творцом моды ампир, основанной как раз на античных мотивах. Господство шмиза в дамской моде ощущалось даже в начале XIX века. Юбка его по-прежнему ниспадает длинными мягкими складками, иногда переходящими в шлейф. Поначалу в украшении платья преобладали греческие мотивы, затем пришла мода на все этрусское и египетское. При этом наиболее модным дополнением становится египетская кашемировая шаль. Обувь также продолжает нести отпечаток античности - она низкая, плоская, без каблука, появились даже сандалии с переплетениями из тонких кожаных ремешков, украшенных драгоценностями:

Вам кажется, что все это слишком далеко от нашей реальности, все осталось в истории? Как бы не так! Перечитайте-ка еще раз повнимательнее: туники, греческий стиль, тонкие полупрозрачные ткани, драпировки, поднятая под грудь линия талии, этнические (этрусские и египетские) мотивы, оборки и воланы, сандалии на плоской подошве с переплетением ремешков: Разве это сильно отличается от тенденций моды сезона весна-лето/2002?! То-то и оно! Мы с вами носим сегодня настоящий ампир! Его возвышенная простота, естественность, романтичность наложили свой отпечаток на многие коллекции знаменитых кутюрье, отразившись в них в большей или меньшей степени.

Elspeth Gibson представила ампир, ну, просто в чистом виде - топ из плиссированного шелка без бретелей и с кружевной оборкой, перепоясанный над грудью и под грудью атласной голубой лентой. Что-то похожее мы видим и в коллекции D&G - нежный сиреневый полупрозрачный шифон просто обернут вокруг тела, а крепится над и под грудью лентами совершенно в стиле ампир. А Martine Sitbon представил топ в форме короткой сорочки на широких бретелях, с расположенной на груди широкой полосой шитья с золотым и розовым перламутром; от груди драпируется в форме трапецевидной юбочки из нескольких слоев тонкого шифона. В итоге получилось что-то среднее между туникой и укороченным шмизом.

В современных топах вообще очень много ориентиров на стиль ампир. У Celine это короткий топ из бирюзового шелка с завышенной талией, подчеркнутой оборками. У Anna Molinary - темно-зеленый тонкий жатый бархат с нетипичным вырезом под горлышко, но традиционно завышенной талией. Даже купильники, которые в этом году как-то порой плавно переходят в топы или юбки, стараются взять кое-что симпатичное из стиля ампир. У Marni, например, в купальнике из тонкой ткани с яркой цветастой "ситцевой" набойкой вместо лифа предложен короткий топ с юбочкой-трапецией, присобранной под грудью.

Miu Miu отсылает в своих моделях к эстетике хиппи, которые, кстати, тоже во многом оттолкнулись (пусть даже неосознанно) именно от простоты и естественности античности и, следовательно, европейского стиля ампир. В ее моделях мы видим все тот же многослойный тонкий тюль, юбку-трапецию, никое декольте, завышенную талию, акцентированную часто поясом из той же ткани или из других натуральных материалов. Очень похожие вещи, которые представляют одновременно античность, ампир и стиль хиппи, есть и в коллекции Louis Vuitton.

Любопытное прочтение стиля ампир можно увидеть у Balenciaga - платье с мини-юбкой и открытыми плечами цвета розового перламутра с высоко поднятой под грудь линией талии, подчеркнутой кулисками. Здесь намешано столько, что глаза разбегаются: что-то от ампир, что-то - от туники, что-то - от сафари, что-то - от корсета, что-то - от нижнего белья. А в целом довольно забавно.

Забавно посмотреть и то, как у некоторых известных дизайнеров одежды сходятся вместе этнические мотивы и чисто европейский стиль ампир. Например, Yohji Yamamoto представил: шаровары в стиле ампир. Нежный сиреневый шелк собрал прекрасно драпирующимися складками под грудью. Однако это не юбка, а именно восточные шаровары - очень широкие, собранные на лодыжках. Аналогичные модели, - но только менее этнические, а более изысканные - представлены в коллекции Costume National: цвет - сливочная карамель, форма - шаровары, объединенные с топом в единое целое и собранные в широкие складки под грудью.

Но ампир - это все же изысканный стиль высшего света, балов, торжественных случаев. Мы можем, конечно, приспособить и его для занятий домоводством или покраски окон, но все хорошо в свое время. Трансформация прелестных платьев-шмиз в современные вечерние туалеты подарила нам совершенно новую элегантную эстетику. И, наверное, непревзойденной величиной в этом деле останется Valentino, чьими туалетами хочется восторгаться, как предметами искусства и в то же время их легко себе представить где-нибудь в торжественной зале. Это роскошные платья в форме классического шмиза с длинной тонкой (иногда многослойной) юбкой из прекрасно драпирующейся ткани, собранной на завышенной под грудь линии талии, с глубоким декольте, широкими бретелями либо вообще с открытыми плечами. Подстать и ткани - атлас цвета белого золота, алый шелк, черный муслин, и отделка - мелкая плиссировка на груди, полоски ручного кружева, изысканные воланы.

Похожий силуэт вечерних платьев мы видим и у Michael Kors - красный струящийся шелк, присобранный под грудью; открытые плечи; вместо пояса - алый же шнур с длинными кистями. Тут мы со всей очевидностью видим взаимовлияние ампира на античность и обратно, поскольку форма платья похожа одновременно и на европейский шмиз, и на греческую тунику. Но и то, и другое вполне укладывается в модный ныне стиль неоромантизма.

Но особенно много вариаций на эту тему у Tom Ford для Gucci: многослойный шелковый тюль цвета первого голубоватого снега в платье без бретелей со свободно ниспадающей шелковой юбкой-трапецией и линией талии под грудь; в черном шелковом платье точно ткже поднята под грудь линия талии и присутствует сборочка, но совершенно нетрадиционно при этом спереди сделан глубокий разрез чуть ли не до пупка; сафари-куртка на пару размеров больше положенного своим силуэтом также отсылает, как ни странно, к стилю ампир, поскольку ткань собрана под грудью, а затем спускается до середины бедер юбочкой в форме трапеции, украшенной шнурами, кулисками и накладными карманами.

Как бы то ни было, мир развивается по спирали, вновь и вновь обращаясь к классическим образцам, придуманным еще нашими далекими предками. Ведь предки наши знали толк в красоте жизни.

Галина ЮДАХИНА.
Специально для InterModa.Ru

21.07.2002 12:39
Рейтинг@Mail.ru