Возблагодарим судьбу

  • 4523
  • 0
  • 27 Ноября 200118:24
за то, что мы живём в начале XXI века, а не в начале XX

Иначе перед нами стоял бы не один вопрос: "Что надеть?", но ещё и "Как надеть?" и "Как это всё потом на себе носить и не умереть?" В первые десятилетия ХХ века произошла настоящая революция в моде, вполне сравнимая по своему значению с НТР. Реформа женской одежды изменила не только эстетические взгляды, она позволила женщинам из интеллигентных слоёв общества полностью изменить свой образ жизни. Требование к одежде стали включать такие обязательные в наши дни критерии как гигиеничность, удобство, функциональность. До начала ХХ века шитьё и ношение одежды были чем-то вроде культа, а модный имидж - ценностью почти религиозной. Ради моды можно и нужно было идти на всё, терпеть боль и неудобство, тратить огромные средства, убивать кучу времени. В этой самоотверженной борьбе за красоту состоял стержень женственности, бесславно утерянный цивилизацией за две мировые войны.

Оглянемся назад и посмотрим, каково жилось дамам в начале прошлого (NB! уже прошлого) ХХ века, за миг до падения кринолина, корсетов и длинных волос, в эпоху, когда женщины еще не стали полноправными гражданами, борющимися наравне с мужчинами за место под солнцем, и жили беспечной жизнью фарфоровых кукол. 

5281.jpg Корсет. Гигиенисты с давних пор боролись за запрещение этой части туалета. Врачи говорили о пагубном влиянии корсетов на женское здоровье, приводя в доказательство снимки, сделанные с помощью только что открытых рентгеновских лучей. Представление о том, что человеческую фигуру можно лепить, как статую, в соответствии с требованиями моды, заставляло женщин заковывать тело в каркас из стальных пластин и китового уса, крепкой шнуровкой стягивая талию до 45 - 50 см. Принимая во внимание, что дамы в те времена были в среднем полнее современных женщин, можно себе представить, какое давление создавалось под корсетными планками. При этом беременность не считалась причиной отказываться от ношения корсета. Светские дамы шнуровали талию вплоть до родов, что конечно же, влекло за собой самые тяжелые последствия. Но несмотря на это корсет отражает нападки реформаторов с поразительным упорством и триумфально вступает в ХХ век.

5287.jpg Стиль модерн требовал придать женскому телу неестественный S-образный изгиб.  Корсет не просто утягивал талию, он полностью менял положение тела: торс выгибался, бюст выступал вперед, а бёдра оттопыривались назад. Очень пышная "голубиная" грудь (её организовывали, обильно нашивая рюши на бельё) обтягивалась, создавая монолитную выпуклость. Непропорционально тонкая талия создавала впечатление, что туловище разорвано на две части. Китовый ус, аналог еще не существующей в то время пластмассы, делал корсет лишь относительно гибким (в сравнении со стальными полосами). Мода на пышность женских форм создала множество дополнительных ухищрений, например волосяные накладки на ягодицы. Требование этикета, чтобы мужчина поднимал оброненный дамой платочек, вызвано отнюдь не внимательной заботой джентльменов о спутницах, дело в том, что дама в этих латах просто не могла нагнуться!

5282.jpg Бельё. Реформа коснётся не только формы белья, но и количества надеваемых одновременно предметов. Под платье надевались: панталоны (летом - до колена, зимой - до щиколоток), корсет, корсетный лиф (призванный скрыть жёсткую конструкцию корсета, чтобы его "рёбра" не выпирали из-под платья), две-три нижние юбки, чулки и круглые подвязки, удерживающие их выше колена. Обильно декорированные вышивкой, кружевом, вставками, оборками и пуговичками все эти предметы создавали значительную тяжесть. Реформаторство началось с попыток уменьшить количество поясков на талии: соединяли панталоны и нижнюю юбку, юбку и корсетный лиф. Однако количество предметов, которые дама должна была носить под платьем даже в жару, оставалось несуразно велико. Манера надевать летнее платье на голое тело распространиться только после 20-х годов, а ходить летом без чулок начнут только в годы Второй мировой, во время страшного дефицита.

5283.jpg Платье. В первые годы ХХ в. платья ещё волочились по земле, подметая улицы треном. Только мода на спорт заставит укоротить платья так, что становится видна обувь до щиколотки. Как вы понимаете, это не слишком-то освобождало ноги, расчет был на то, что у дамы освободятся руки. Платье со шлейфом вынуждало женщин постоянно подхватывать подол, а ведь при ней были еще ридикюль, муфта и зонтик!.. От отчаяния энергичные англичанки пошли на ношение "porte-jope": представьте себе чулочный пояс с резинками, надетый не под низ, а поверх платья, застёжки которого подхватывают в нескольких местах юбку! Это весьма неэстетичное новшество не нашло широкого распространения, и платья для улицы начинают укорачиваться, к 1912 году открывая стопу. Покрой платья был чрезвычайно сложным. Очень редкая дилетантка могла сама себе сшить платье. На одно платье уходило около 8 м ткани. Швейные машины уже перестали быть редкостью, но машинные швы всегда перекрывали вручную крестообразными стежками. Все платья, включая самые лёгкие, делались на шелковой подкладке. Даже прозрачные кружевные летние блузки сажались на подкладку! При движении подкладка платья касалась шелковой или тафтяной нижней юбки, создавая характерный эффект шумящих юбок.

Аксессуары. Каждый туалет дополняло множество мелочей. Выйти из дому без шляпы или без перчаток было всё равно, что выбежать босиком. Добропорядочные женщины не стригли волосы. Тяжелую копну густых, достигающих талии, волос завивали щипцами, нагретыми на огне, или при помощи обыкновенных папильоток. При создании причёски использовались подкладки из сеток, проволоки, волос. Всё сооружение закалывалось гребнями и шпильками (двадцатисантиметровая толстая стальная игла, с какой в наше время не пустят в самолёт). 5284.jpg

Шляпы с начала века начинают разрастаться и к 12 году достигнут максимальной величины, провоцируя газетчиков на многочисленные карикатуры. Вуали переживают пик популярности, они спускаются с полей шляп и завязываются под подбородком. Несмотря на то, что от вуали краснел и мучительно чесался кончик носа, а зрение падало не хуже, чем теперь от работы на компьютере, этот символ элегантности не выходил из моды вплоть до первой мировой войны. Загара дамы боялись, как проказы, и обязательно носили зонтики от солнца. Боа и муфты также были непременным атрибутом уличного костюма. Платья с короткими рукавами укомплектовывались перчатками до локтя, застёгивающимися на множество мельчайших пуговичек. Самыми практичными считались перчатки (вы крепко сидите на стуле?) из собачьей кожи.

Спортивная одежда. Здоровый образ жизни ещё не был в моде, спорту уделялось очень мало внимания, а специальной спортивной одежды не было вовсе. Платье для катания на коньках, лыжах, прогулок по горам отличалось от обычного прогулочного только тем, что его юбка была чуть короче, открывающая ботинки. Усилия пропагандистов реформы одежды привели к тому, что туристки стали носить шаровары: под юбкой. Несмотря на то, что мода на велосипедный спорт породила идею женских брюк, женщина в брюках в начале ХХ века воспринималась точно так же, как сейчас воспринимается мужчина в юбке. В шароварах смелые артистки танцевали новый танец - танго; мало кто осмеливался им подражать. Купание, как правило, ограничивалось хождением по мелководью в купальном костюме, представлявшим собой смешное подобие нижнего белья: коротенькие панталоны с оборочками и блуза с рукавами с которыми надевались чёрные купальные чулки. Шляп во время купания не снимали.

5285.jpg Новые фасоны. К 1910 году произошел гигантский скачок в формах женской одежды. Корсет, перетягивающий фигуру, сдал свои позиции. Танцовщица-босоножка Айседора Дункан, выступавшая в античных туниках, мода на национальный фольклор, распространившаяся в ряде стран Европы, шумные выступления эмансипанток - всё это вместе сделали наконец возможным появление свободного платья, не деформирующего фигуру, скроенного по античным, восточным или народным образцам. Дамы с облегчением сняли жестокие корсеты и высокие воротнички, плотно облегавшие шею (даже на ночной рубашке). Но внезапно обретённая свобода тела тяготила женщин, отвыкших легко двигаться. В моду входит силуэт "бильярдный кий". Юбки становятся всё уже и уже, и наконец, доходит до того, что внизу юбки застёгивают на манжет. Эти "юбки-рукава" (jupes-manches) были так узки, что ходить в них было почти невозможно. Знаменитая актриса Сара Бернар, слывшая образцом элегантности, шила для себя костюмы для стояния на сцене - то есть, такие платья, в которых роль следовало играть, элегантно прислонившись к колонне и не сходя с места.

Мода и мораль. Точно так же, как сейчас телевизионная реклама гигиенических прокладок вызывает недовольство части населения, в начале ХХ в. раздавались гневные требования пуритански настроенных граждан запретить выставлять в витринах магазинов корсеты и бельё. Власти штата Иллинойс запрещают носить юбки короче, чем на 15 см от земли. Некоторые ханжи требуют, чтобы женщины даже дома не снимали перчаток. По городам Европы прокатываются стихийные движения протеста против "непристойного танца танго". Газетные карикатуристы неустанно издеваются над сторонницами реформированного костюма; подписи к рисункам: "Простите, барышня, я приняла вас за своего жениха", "Полицейские насильно надевают эмансипанткам корсеты", "Кати - настоящая извращенка, она влюбилась в мужчину" и проч.

5286.jpg Перелом. Потрясения, которые принесла с собой первая мировая война, в корне изменили жизнь женщин. Необходимость заменить мужчин в тылу сделала для женского равноправия и реформы одежды несоизмеримо больше, чем вековые агитации эмансипанток и гигиенистов. Оставшись одни, женщины вынуждены сами зарабатывать себе на хлеб, они работают на производстве и во вспомогательных службах армии, они уже не боятся одни ходить в кафе, вести денежные дела, выглядеть мужественными, они требуют от одежды удобства и дешевизны. "Война длинная - юбки короткие!" - насмешничают парижские журналисты. В годы войны у женщин, так сказать, "отросли ноги". Отныне вид женских ножек не будет вызывать сконфуженные или сальные замечания, и к 1925 году платья укоротятся до колена. Талию не только не затягивают, ее даже не акцентируют, силуэт начинает напоминать веретено. Корсет исчез, нижняя юбка и лиф срослись, превратившись в лёгкую комбинацию. В начале 20-х женщина решительно остригает косы, она не желают подчеркивать свой пол ни одеждой, ни причёской. Эта женщина-мальчик ходит на службу, занимается спортом, любит трикотажные свитера, борется с лишним весом и не носит перчаток летом. Она в восторге от новинок Коко Шанель. Она уже совсем похожа на нашу современницу

Большакова Юлия
Специально для InterModa.Ru

Комментарии

Мы будем вынуждены удалить ваши комментарии при наличии в них нецензурной брани и оскорблений.

Комментировать новости могут только зарегистрированные пользователи.