Изысканный мир обуви
Автор: Архив
5309.jpgДля каждого человека понятие "обувь" связано с чем-то своим - модно, красиво, дорого, удобно... Пожалуй, для большинства из нас именно это понятие чаще всего становится определяющим. Потому и история обуви крутится как бы кругу, возвращаясь вновь и вновь к основополагающим принципам "построения". Родословная туфель, ботинок, сапог - это череда легко узнаваемых силуэтов, которые возвращаются к нам в обновленном виде через много лет... Иногда мастерство в изготовлении обуви определялось избытком модных украшений, иногда - изяществом, практичностью и функциональностью. Но чаще всего невозможно было предугадать, какую деталь из прошлых моделей позаимствуют создатели новых форм обуви.

В самом начале XVIII столетия, когда стиль барокко, смешавший потертые ботфорты с драгоценным венецианским гипюром, отошел в прошлое, возникла острейшая необходимость в ином, изощренном и ярком образе жизни. Декоративность, затейливый орнамент (рокайль) дали название новому художественному направлению - рококо. Гривуазность (почти непристойность) вошла в моду вместе со слегка укороченным платьем, открывшим наконец-то женские ноги чуть выше щиколотки. О, какой простор для модниц дало такое послабление нравов! Теперь в туалетах светских красавиц появилась не только такая новинка, как шелковые ажурные чулки, но и нарядные туфельки. При прежних-то модах из-под юбок виднелись лишь носки туфель.

5310.jpg

Знаменитый красный каблук, вошедший в моду еще в XVII веке и отличавший дворянство от прочих сословий, стал сочетаться с такой новой технологической деталью, как рант, к которому крепили мягкий верх туфель. Тогда же впервые вошло в обиход некое подобие современных туфель без задника на плоской подошве. Изящную обувь в стиле рококо изготовляли из бархата, шелка, парчи и украшали всем, что душе было угодно. Кружево, шелковые и перьевые цветы, вышивка гладью - весьма неполный список убранства обуви тех лет. Обратите внимание, как изысканной эта гламурность возвращается на подиумы XXI века - в виде обработанной под кружево или бархат кожи, замши, велюра.

В середине Галантного века входят в моду узенькие туфли - на высоких и средних каблуках - из шелка и цветных сортов кожи. Их принято было украшать пряжками, розетками и бантами, переливавшимися сияньем драгоценных камней или цветных стразов (вот-вот, вы чувствуете повторение эпох в украшенных стразами ботфортах современности?).

После Великой Французской революции в Европе стала витать идея "упрощения" образа жизни. Коснулось это в том числе и моды. Врачи, философы, высоколобые интеллектуалы начали открыто выступать против вредных для здоровья корсетов, узких туфель на высоких каблуках и... одержали победу. На парижских улицах появились дамы с короткой стрижкой, в платьях из тонких тканей, не скрывающих отсутствия нижнего белья, и в сандалиях на плоской подошве. Но Наполеон Бонапарт быстренько провозгласил себя императором всех французов. Стилем эпохи стал ампир (от слова "империя"). Но даже к 1830 годам, когда мода окончательно "дала задний ход" - талия в корсете, громоздкие кринолины, - единственное, что осталось от прежних медицинских советов, была обувь.

5311.jpgДело в том, что присутствие на балах и умение хорошо танцевать считалось обязательным. Так и получилось, что удобные шелковые туфли-тапочки на тонкой кожаной подошве в общей сложности носили больше полувека (сейчас такие чрезвычайно удобные туфельки, называемые балетными, опять триумфально возвращаются в моду). В России такие туфельки называли "стерлядками" за схожесть с силуэтом известной рыбы. Модель "стерлядок" изменялась лишь в деталях. Так, например, носок туфелек то заострялся, то делался тупым или округлым. Зато материалы были весьма разнообразны: шелк, бархат, прюнель (смесь шерсти и хлопка), тонкие сорта кожи. Такая однотипная, бескаблучная форма обуви предполагала украшение не только самих туфель, но и белых льняных или шелковых чулок, видимых чуть повыше щиколотки. Наиболее распространенным узором были букетики и гирлянды, выполненные в технике глади цветным шелком, или мелкие композиции из бисера. Обувь крепилась с помощью лент, которые завязывали крест-накрест также несколько выше щиколотки.

Начиная с 1870-х годов обувь меняет не только конструкцию, но и материалы. В употребление входят более твердые сорта кожи, исчезают бархат и шелк. Верх собирали уже из пяти и более деталей, сшиваемых на машине. Форма обуви становится более жесткой, появляются шнуровка и застежки. Впервые дамы появляются на улице в высоких башмачках для гулянья (их изготовляли из гладкой кожи и украшали то мелкими пуговичками, то сквозными узорами - перфорациями). Такой же новинкой были и первые дамские ботинки для зимы, опушенные мехом, на небольшом каблучке "рюмочкой", который принято было называть французским.

5312.jpgВ начале XX века меняется стелька, приобретая асимметричную конфигурацию. Ускоряющийся ритм жизни, разнообразие досуга, спорт и прочие немыслимые ранее виды деятельности обретают свою, специфическую обувь. Большое распространение получают шнуровка, всевозможные перепонки. В истории обуви очевидно медленное, но неуклонное движение в сторону соответствия практической, динамичной жизни. Однако в истории обуви по-прежнему действует некий маятник, который раскачивается иногда вопреки всем урокам прошлого. Очень высокие каблуки, узкий носок, неудобная колодка - отличный способ продемонстрировать не только пренебрежение к своему здоровью, но и верность той моде, которая идет еще из гламурного века, а то и раньше.

Сегодня этот маятник качнулся в сторону изысканности (сделав, правда, небольшую уступку и поклонникам практичных моделей). Вновь проявляется интерес к обуви с текстильным верхом: в дело идут твид, букле, вельвет, клетчатые ткани, искусственный мех - для дня; бархат, парча, кружево - для вечерней обуви. Для этого ткани проходят необходимую высокотехнологичную обработку, чтобы противостоять капризам природы. Что касается новых материалов, то очень часто используется тисненая кожа (на поверхности выдавливается рисунок в виде растительного орнамента), состаривание, эффект тату на поверхности кожи, лак, замша, вышивка, аппликация многоцветных кож в технике "печворк", контрастные канты, декоративная отстрочка и имитация ткани. Дорогая качественная кожа очень часто напоминает деним (джинсу) или материал с защитными маскировочными пятнами ("зеленку"). Встречаются и кожаные имитации более благородных тканей, например, бархата или парчи. По-прежнему пользуются популярностью кожи экзотических животных -- страуса, крокодила, игуаны, змеи.

5313.jpgОсобое внимание - на модную фурнитуру: например, цепочки, которые могут украшать голенище сапог, опоясывать пятку и даже впрессовываться в каблуки. Если в вашем гардеробе присутствует одежда в стиле "милитари", то можно подобрать к ней сапожки со шпорами-патронташем. Больше стала применяться металлическая фурнитура: крупные пряжки, молнии, люверсы (дырочки, отделанные металлом), холнитены (заклепки), разнообразные блочки становятся популярным элементом декора, особенно для осенней обуви в стиле biker. Если же вы придерживаетесь элегантной классики, - приобретите себе высокие, до колен, сапоги, облегающие или с прямым голенищем, к которым в комплект предлагаются съемные "браслеты" со стразами. Очень удобно - "легким движением руки" обувь превращается из повседневной в вечернюю. Ну, разве это не напоминает роскошный век изысканной обуви? Особенно преуспел в этом Lacroix, предложив в своей коллекции гламурную обувь - высокие, выше колен, сапоги из розовой замши, украшенные оборкой, на высоченных каблуках.

5314.jpgНовинка этого сезона - короткие остроносые ботиночки на молнии. Каблуки их заметно утончаются и напоминают шпильки 80-х, утолщенные вверху и тоненькие в области набойки. Очень интересны двухцветные и трехцветные модели, например, основной тон черный, вставки или окантовки красные, бежевые, серебряные, золотые или белые. Такие ботиночки прекрасно подойдут для сухой прохладной погоды, но вот в дождь и холод их не наденешь - коротковаты. Нужно покупать что-то подлиннее и потеплее. Например, модные в этом сезоне высокие сапоги на каблуках, ботильоны или полусапожки на шерстяной подкладке. Последние обещают стать хитом осени - остроносые или с носочной частью в виде вытянутого и зауженного каре (иногда с легкой асимметрией).

Вообще, именно обувь в этом сезоне как никакие другие предметы дамского туалета рассчитаны на молодежь "до тридцати". Женщинам "элегантного возраста", которые, увы, уже не могут похвастаться идеальной формой ног (а следовательно, не рискнуть носить ботфорты с короткими юбками), пожалуй, остается утешаться именно такими полусапожками, соединяющими в себе комфорт и элегантность.

5315.jpgОстальных, наверное, искренне порадует возвращение высоких сапог типа мушкетерских ботфорт. Сапоги украшают вставками из шерстяной ткани, меха, контрастной по цвету и выделке кожей. Сапоги наездника на толстом каблуке высотой 5-6 см в форме параллелепипеда представлены у Ferretti, Chanel. Высокие офицерские сапоги из лаковой кожи - у Machel Kors, солдатские сапоги с раструбами из мягчайшей замши - у Celine, меховые "лохматые" унты предлагает Blumarine, а целая серия обуви под девизом "дикая жизнь" у Chanel возвращает нас в эпоху средневековой Англии. Любительницам униформенного стиля следует напомнить о брюках-галифе, как нельзя кстати подходящих к этому образу.

5318.jpgБотильоны в этом сезоне, несмотря на разные мнения по этому поводу, все-таки ничуть не уступают в популярности сапогам, они также обильно декорируются: лаковые вставки, контрастный кант по деталям, отделочная строчка, трафаретный рисунок на коже, цветные каблуки. Castelbajac предлагает ботильоны на высоком каблуке-шпильке с текстильным верхом из ткани в клетку, украшенные молниями. Cerruti - белые ботильоны на клиновидном каблуке, отделанные контрастным кантом по конструктивным линиям. Самостоятельная тема - ретро-стиль 60-х в виде обуви на крошечном каблучке-рюмочке, с вытянутым острым носком, украшенным накладными деталями, например, блестящей клипсой или прозрачной пряжкой, как у Casadei.

5316.jpgКаблуки, как правило, высокие или средние (от 4 до 9 см), утолщаются или чуть расширяются книзу; в виде шпильки, конуса, а также "шок" - выгнутые назад. Но возвращается и обувь на плоской подошве (причем не только туфельки-балетки, но даже ботфорты). Главное теперь - длина голенища, доходящая или до середины икры (3/4), или намного выше колена. Цветовая гамма очень разнообразна, но особой популярностью пользуются красные, бежевые, бордовые тона, черный с яркими контрастными вставками, а также болотные и коричневые оттенки. Терракота, песочный, бордо, рыже-коричневый, цвет бутылочного стекла и даже красный оживляют чопорную строгость черного.

5317.jpgЗимой тоже будет актуален элегантно-классический стиль, высокие каблуки и зауженные носы. Форма сапог, как правило, сильно облегающая. Зимние модели делаются из очень дорогой и тонкой кожи, для подкладки используется качественный натуральный мех, поэтому обувь, в которой можно спокойно ходить в морозы, внешне напоминает осеннюю. Очень красиво смотрится мех, украшающий голенища, - длинноворсовый в виде опушек или же с коротким ворсом в виде вставок и окантовок. Если же вы не в силах ковылять по льду на шпильках, выберите практичный спортивно-комфортный вариант на удобных формованных подошвах, с округлыми носами. Из прошлого сезона в будущий перейдут сапожки из дубль-фейса - овчины, из которой шьют дубленки. Такие модели смотрятся очень стильно и прекрасно подходят к нашим погодным условиям, чем-то неуловимо напоминая родимые валенки.

Вообще, мир обувной моды нынче, как никогда, богат и разнообразен. Возможно, дизайнеры подчиняются характеру женщин, изменчивому и непостоянному. Француз Мишель Перри - один из известнейших творцов модной обуви - утверждает: "Женщина должна иметь много обуви, чтобы каждый раз оттенять свое настроение".

Галина ЮДАХИНА
Специально для Intermoda.Ru

27.11.2001 18:34
Рейтинг@Mail.ru