Агент, это смокинг. Новый Джеймс Бонд не слишком воспитан, но крут
Сажень в плечах, голубоглазый убийца, неотесанный мачо, не столько плейбой, сколько плебей — вот новый Бонд, Джеймс Бонд. “Казино “Рояль” (Casino Royal), 21-я серия про агента 007, в роли которого дебютировал британец Дэниел Крейг, бескомпромиссно переформатировала образ супершпиона на службе Ее Величества.

И вот как это прикажете понимать? Перемена участи, слом культурного мифа или банальный ребрендинг?

Последняя версия, как ни странно, не самая убедительная. Да, традиционный имидж супершпиона поизносился, Бонда давно уже никто не принимал всерьез: со времен окончания холодной войны он утратил функцию политического барометра и превратился в чистый рекламоноситель. Но в этом-то качестве работал исправно!

А теперь рекламодатели, поди, чешут в затылках: режиссер Мартин Кэмпбелл обошелся с их продукцией довольно лихо.

Часы Omega у агента 007, само собой, водонепроницаемые, но вряд ли затем, чтобы только что получивший лицензию на убийство шпион натурально мочил кого-то в сортире — а персонаж Крейга делает это в прологе фильма, так сказать, для знакомства.

Не менее сомнительна и демонстрация люксовых марок концерна Ford Motor Company: сев за руль Land Rover, Бонд немедленно въезжает в припаркованный рядом Jaguar. Над судьбой суперкара Aston Martin (в новом фильме — модель DBS) впору облиться слезами. Дэниел Крейг использует бондмобиль только дважды: в первый раз в качестве аптечки, во второй — для впечатляющего краш-теста с несколькими переворотами, после чего агента извлекают из разбитого в хлам авто не то чтоб невредимым, но живым; никакими чудо-устройствами машина не оборудована, а вот пассивная безопасность на высоте.

И только массовый продукт автопрома — новый, еще не докатившийся до салонов Ford Mondeo остается в “Казино” без единой царапины: что ж, Бонд стал ближе к среднему классу.

Нож в сердце поклонники классического имиджа агента 007 получат где-то в середине картины, когда Джеймс Бонд по обыкновению закажет водку с мартини, а бармен уточнит: “Встряхнуть?” — “Да все равно”, — неожиданно махнет рукой эксперт по красивой жизни.

И еще: никогда, ни при каких обстоятельствах ни одного из прежних агентов 007 не приняли бы за парковщика.

Похоже, миф действительно похоронен. Экранизировав роман Яна Флеминга, по которому в 1967 г. уже был снят пародийный телефильм, создатели нового “Казино “Рояль” обнулили бондиану.

Прошлого больше нет, все только начинается: первое дело агента после получения индекса 007 (с правом на убийство) передвинуто из 1950-х в современность. Бонд распутывает нить, ведущую к банкиру мирового терроризма Ле Шиффру (датчанин Мадс Миккелсен). Им придется схлестнуться за карточным столом, где агент должен проявить кое-какой интеллект, но до этого 007 работает без всякого эстетства, как спецназовец.

Или как американский конкурент Итан Хант из сериала “Миссия: невыполнима”? Ну тогда конкурент побит по всем статьям.

Во-первых, у нового фильма бондианы очень качественный, без лишних глупостей, сценарий (над ним в числе прочих поработал Пол Хэггис, сочинивший для Клинта Иствуда жестокий сюжет “Малышки на миллион”).

Во-вторых, трюки в “Казино “Рояль” штучные и при всей фантастичности показаны на редкость достоверно, будь то погоня по стрелам башенных кранов или уходящий под воду дом в Венеции (не иначе как ответ производителям последней по счету “Миссии”, герои которой куролесили в Ватикане).

А в-третьих, Дэниел Крейг на голову выше Тома Круза в прямом смысле и на несколько — в переносном: отменный драматический актер при такой-то мускулатуре. Поэтому в отличие от Итана Ханта из нового Бонда удалось сделать человека.

Этот агент 007 еще не научился непринужденно носить смокинг, шутить, скрывать чувства и сохранять после драки безупречный маникюр. Манеры надо бы полировать и полировать — если б только в этом была нужда.

Под смокингом плохо виден бицепс, ироничная усмешка мешает накачивать в сюжет драматизм (хотя бы и чисто физиологический), поэтому новый Бонд раздет во всех смыслах. Революционность 21-й серии бондианы в том, что акцент перенесен с культуры (понимаемой как гламур) на природу (понимаемую как физическая сила и не прикрытая воспитанием сексуальность).

Прежде агент 007 не грубил женщинам — ни врагам, ни тем более любовницам. Но и не допускал в отношения страсть. Крейговский Бонд позволяет себе и то и другое. Поэтому переосмыслена и традиционная бонд-герл. Ослепительная француженка Ева Грин играет не сексапильную пустышку, объект для демонстрации бикини, а что-то несомненно одушевленное. Кроме того, она умнее Бонда и лучше воспитана. Но главное — должна оставаться загадкой до самого финала. Так что бикини на этот раз не дождетесь: тело для любования в “Казино “Рояль” исключительно мужское.

Любопытно, что даже знаменитое остроумие агента 007 переведено в телесный план. Прежний Бонд любил bon mot, у нового ирония проявляется разве что в сценах драк и погонь. Там, где противник кичится прыгучестью, Крейг использует какой-нибудь подручный механизм, а когда, казалось бы, проигрывает кулачный бой, выясняется, что, подставляя челюсть под удар, он успел прицепить к брюкам врага взрыватель.

После всего этого неудивительно, что главный злодей проверяет на прочность мужское достоинство агента самым примитивным образом — усаживает голого Бонда связанным на стул с дыркой в сиденье и бьет снизу чем-то пугающе увесистым. Агент отшучивается соленым солдатским юморком: “Ага, теперь почеши правое”. Дикая сцена, невозможная ни для кого из прежних эстетов 007. Но для нового Бонда — принципиальная.

Этот мужик явно напрашивается на грубый комплимент. А правильно смешивать водку с мартини научится как-нибудь позже.

vedomosti.ru

21.11.2006 13:58
Рейтинг@Mail.ru