Парижский стиль

Авторы: Зоя Звиняцковская, Дарья Шаповалова

«В истории парижской моды сложилось так, что она никогда целиком не принадлежала дизайнерам. Женщины всегда принимали непосредственное участие в составлении собственного образа. Например, они сами выбирали себе аксессуары – шляпки, туфли. Никогда слепо не следовали советам дизайнеров. По-моему, это очень по-французски. Это и есть парижский стиль» - утверждает директор Парижского музея моды Катрин Жуан-Дьетерль.

Стиль – слово, употребляемое очень часто и по любому поводу. Но частота упоминаний прямо противоположна ясности, особенно, когда речь идет не о стилях в искусстве, а моде, манере одеваться, словом, о том, как выглядят люди, которые живут прямо здесь и сейчас. Так что же такое этот самый стиль? Журнал ТОП10 решил изучить этот вопрос и исследовать основные мировые fashion-стили, а вернее, стили мировых фешн-столиц. И начали они, разумеется, с особенностей стиля парижского. Так как, что ни говори, это по-прежнему альфа и омега явления, называемого модой.Здесь она началась, здесь она - у себя дома.

Этот город - воплощения мечты и детской сказки. Город высокой культуры и высокой кухни, родина настоящего шика, бесконечной роскоши и неповторимого парижского стиля. О нем рассказывают fashion-редактор ТОП10 Зоя Звиняцковская и ведущая программы «Неделя моды с Дарьей Шаповаловой» Дарья Шаповалова.

Стиль высокой моды

Париж – единственный город на планете, где мода в крови у каждого из его жителей. Если в Нью-Йорке далеко не каждый житель знает, что существует нью-йоркская Неделя моды, то в Париже любой таксист будет в курсе, что сейчас в городе проходит Fashion Week и по каким адресам проходят сегодня показы. Это – традиция, состояние души, часть жизни. Это совсем не значит, что люди на улицах других городов одеты менее стильно. Просто в Париже к моде относятся особенно трепетно. Наверное, потому, что этот город – родина не просто моды, но моды высокой – haute couture.

Без высокой моды не было бы никакого французского, никакого парижского стиля. Традиции haute couture проявляются во всех деталях парижского стиля: в изяществе и продуманности элементов образа, смелых акцентах и безупречной элегантности, умопомрачительной женственности, сексуальности и неповторимом шарме. Но чтобы поддерживать в моде это «высокое» настроение, вовсе не обязательно повсеместно носить платья haute couture. Главный редактор французского Vogue Керин Ройтфилд говорит: «Нужно уметь простые вещи носить замысловато». Эта фраза – поистине квинтэссенция парижского стиля, взращенного на традициях высокой моды.

Создает haute couture особая порода модельеров, которых нет больше нигде в мире – кутюрье. Гениальные дизайнеры есть во многих странах, они могут зарабатывать миллионы, но право называться кутюрье дает им только Париж. Чтобы стать кутюрье, нужно закончить специальную школу, иметь в Париже собственное ателье и постоянную клиентуру.

Туалеты haute couture и сегодня делают так же, как встарь. На изготовление одного наряда уходит 150 часов ручной работы. Каждое платье из коллекции несколько раз шьется из простых тканей, чтобы в процессе можно было внести правки, и только потом его изготавливают из дорогих материалов. Как говорят швеи haute couture, главная сложность в процессе создания такого платья – это то, что оно очень тяжелое. Сама ткань весит очень много, а ткани, разумеется, очень дорогие. Это вам не pret-a-porter.

Как и столетия назад, мир постоянных клиентов и ценителей высокой моды включает очень узкий круг лиц, и вход туда человеку с улицы попросту закрыт. Да и не только с улицы. Вопреки расхожему заблуждению, даже голливудские звезды редко бывают вхожи в этот мир по-настоящему. Наряды haute couture – удел только самых успешных и знатных женщин. Что же до звезд кино и шоу-бизнеса, то большинство из них выходят на голливудские красные дорожки скорее как модели. Кутюрье попросту одалживают им платья на один вечер – в рекламных целях. Особенно популярным и не замеченным в дурном вкусе актрисам некоторые дома моды даже платят за такие «показы». Сделка бывает весьма выгодной: к примеру, когда Джулия Робертс получала «Оскар» в платье от Valentino, руководство Дома подсчитало: количество упоминаний в прессе в пересчете на деньги составило $1 млн.

Всего в мире около 200 постоянных клиентов haute couture, и еще примерно 2 тысячи покупают платья haute couture по случаю. Но, как известно, Париж – город возможностей. Да, круг клиентов haute couture – это закрытый клуб, вход в который доступен только единицам, но это не значит, что у вас или любого другого не может быть «кутюрного» платья: в Париже есть такое особое, специальное место, где люди знающие могут приобрести наряд haute couture по несравнимо более демократичной цене. Это первый в мире винтажный бутик haute couture, который существует с 1975 года. Его основатель и бессменный владелец Дидье Людо с гордостью говорит: «Я продаю только французский haute couture, так как кутюрье могут существовать только во Франции, за исключением Италии, где есть Валентино. У меня в магазине платья и вечерние наряды от культовых французских Домов моды. Наибольшей популярностью у покупательниц в моем бутике пользуются туалеты от Yves Saint Laurent, Balenciaga, Chanel. Что касается фасонов, то это new look от Dior, ансамбли Chanel, созданные в 60-х годах, а также платья от Кристобаля Баленсиаги той декады – очень структурные и изящные.

Почти все вещи здесь уникальны и существуют в одном экземпляре, так как сейчас тех, кто создал эти вещи, уже нет в живых. Почти не бывает случаев, когда я где-нибудь вижу такие же наряды, как у меня, это ведь настоящие раритеты. Между прочим, такие вещи очень сложно находить. В основном, я покупаю их у старушек».

Бекка Кейсон Шреш, одна из основных клиенток haute couture в мире.
Все изделия haute couture – это предметы искусства. Некоторые из них настолько самодостаточны, что могут жить сами по себе, без человека.

Ивонна Трамп, экс-супруга американского миллиардера Дональда Трампа
Главные составляющие вышколенного парижского кутюра – это блестящая работа, идеальный крой, женственность и удивительные краски.

Хиллари Александр, фэшн-редактор The Daily Telegraph
Для меня бальное платье от Диор настолько же ценно, как Феррари, или Ламборджини. Да и цена одинаковая!

Анна Пьяджи, фэшн-редактор итальянского Vogue
Мне всегда нравится Диор, мне всегда нравится Джон Галлиано – он просто великолепен. Эта одежда – мечта, и, облачаясь в такие платья, начинаешь мечтать о балах, торжественных церемониях, фантазируешь. Эти наряды просто божественны.

Анна Муглалис, французская актриса (сыграла Габриель Шанель в новом фильме о великом дизайнере).
Ошибочно думать, что роскошь – противоположность нищеты. Нет, «роскошь – противоположность вульгарности», – так говорила великая Коко Шанель. Особенно важно услышать эти слова сейчас, когда они подлежат переосмыслению.

 

Создатели образов

Любой настоящий дизайнер претендует, должен претендовать на то, чтобы хоть немного изменить своим показом существующий стиль. Сегодня время от времени такая перемена происходит, но в лучшем случае на «миллиметры». А в истории парижской моды были такие личности, которые меняли его кардинально, можно сказать, переворачивали.

Первым великим дизайнером XX века, бесспорно, была Габриэль Шанель. Уже в конце 20-х она предложила женщинам новый стиль – динамичный, спортивный, лишенный сковывающих условностей. Маленькое черное платье от Шанель уже давно стало великим, а духи «Шанель №5» произвели подлинную революцию ХХ века. Как, собственно, и все, что создала Коко – без нее образ современной женщины не стал бы таким, каким он является сегодня. Простота, сдержанная роскошь и настоящая элегантность – вот составляющие настоящего французского шарма, которые впервые ввела в моду великая Коко Шанель.

После Второй мировой именно на парижском подиуме дебютировал знаменитый new look Кристиана Диора, который вернул женщинам женственность, грубо отнятую у них войной.

Кто бы ни перехватывал лидерство в мировой истории, в моде диктатором настоящего стиля всегда оставался Париж. Даже в бунтарские 60-е он по-настоящему так и не передал эстафету свингующему Лондону. Благодаря Дому моды Courreges мини-юбки, минималистичные силуэты и космический стиль проникли в те годы и на улицы шикарного Парижа. Стиль дома Courreges в 60-х произвел настоящую революцию. Создатели марки, Андре и Кокелин Курреж, научили парижан футуризму, чистым линиями и новой простоте.

Металлические платья Пако Рабанна, унисекс Жана Поля Готье и поп-арт Кастельбажака… Французские дизайнеры ни на минуту не переставали создавать все новые прочтения современности, и продолжают делать это и поныне. Впрочем, презентация новых образов, модных новинок и самых стильных вещей проходит не только на модных подиумах, но и в избранных бутиках, которыми так славится Париж.

Известно, что в течение года на Эйфелеву башню поднимается 7 миллионов человек. Но намного больше людей посещает сотни тысяч парижских бутиков, ведь они – такие же достопримечательности этого неповторимого города. Более того, некоторые из них не хуже модных показов могут дать представление об истинном парижском стиле. А самый стильный магазин Парижа – это, разумеется, концепт-стор Colette. Идея любого концеп-стора состоит в том, что здесь продаются самые актуальные на данный момент вещи. Зачастую к ним применимо прилагательное «эксклюзивные». Один из первых подобных проектов – парижский Colette. Здесь можно найти практически все: от книжных новинок до вещей из последней коллекции концептуалиста Джуниа Ватанабе. Причем здесь они появляются раньше, чем в других магазинах. Выбор нужных товаров – заслуга главного байера Сары Лерфель, дочери Колетт Руссо, основательницы концепт-стора. «Мы хотели создать место, где объединились бы мода, музыка, дизайн, искусство, – объясняет Сара. – Мы задумывали Colette как место, куда бы хотелось прийти в любое время суток. Тогда это было совершенно спонтанное решение. Но в итоге мы существуем уже 11 лет. Нас часто спрашивают, будем ли мы «расширяться», открывать Colette в других городах? Да, иногда мы открываем временные магазины в Нью-Йорке или Токио. Но Colette останется только в Париже».

Коклин Курреж, дизайнер

Во второй половине ХХ столетия женщины эволюционировали как личности. Многие из них начали работать и почувствовали себя на своем месте в обществе. Отношение женщин к моде тоже изменилось. Произошла настоящая революция: женщины начали ценить практичность в одежде.

Что же касается пресловутой мини-юбки, то она побудила женщин к самосовершенствованию. Они стали больше заниматься спортом, загорать. Когда женщины носили корсеты, их мышцы совсем не работали, они становились дряблыми. А чем больше тело открывалось, тем больше нужно было за ним ухаживать. Впрочем, мини – это еще ничего. Настоящая революция произошла с появлением брючного костюма. Тогда брюки всячески запрещали. Против них протестовали. Но ничто не могло остановить парижских женщин. Парижанки – неутомимые модницы, они всегда в поиске новых открытий и вещей. Это и создает основу их стиля.

Иконы стиля

Катрин Денев, Франсуаза Арди, Джейн Биркин, Бриджит Бардо, Фей Данауей – все они в свое время были образцом истинного французского стиля. С их легкой руки в моду входили новые вещи, и от них зависело то, как будет выглядеть целое поколение. Во многом, именно эти женщины определили развитие парижского стиля в ХХ столетии.

Бесспорная икона современного парижского стиля – главный редактор французского Vogue Карин Ройтфельд. Она муза многих современных дизайнеров, она одна из самых стильных женщин планеты.

Начинала госпожа Ройтфельд как стилист – тогда она делала свои первые съемки с еще неизвестным фотографом Марио Тестино. Их работу заметили и пригласили в Дом Gucci, где в то время главным дизайнером был американец Том Форд. Ройтфельд моментально влюбила в себя Форда, став его бессменной музой. Он во всем советовался с Карин и буквально копировал ее собственный стиль. «Ненавижу сочетание «черные брюки – белая рубашка» – я против строгих правил», – говорит она.

После успешного сотрудничества с Фордом, в 2001 году ее пригласили возглавить французский Vogue. С ее назначением рекламный бюджет вырос на 60%. Ей это дается непросто: ежедневно она пьет успокоительные, чтобы справляться с эгоцентричными коллегами. Несмотря на плотный график, у нее крепкая семья. Ее отец родом из Одессы, и Ройтфельд называет себя украинкой.

В истории моды есть несколько великих женщин, в честь которых гениальные дизайнеры называли свои творения. Все знают сумки Birkin и Kelly от Hermes, названные, соответственно, в честь Джейн Биркин и Грейс Келли. Имя Карин Ройтфельд тоже навсегда вошло в историю моды: ее именем названа узкая юбка особого покроя от Balenciaga.

Фэшн-редактор украинского Marie Clare Саския Вебер подчеркивает: «Она действительно делает весь французский Vogue и она действительно – икона стиля. Но она даже больше, чем это. Можно сказать, что она создает дизайнеров: Карин постоянно поддерживает нескольких молодых модельеров и, что называется, делает им репутацию. В свое время она заинтересовалась молодыми дизайнерами в домах Givenchy и Balenciaga и решила их поддерживать. Разумеется, это большой риск: а вдруг они окажутся неуспешными? Она монополист, она диктатор, но она не просто сидит в первом ряду на показе Louis Vuitton, она находит и раскрывает новых молодых модельеров. Как только кто-то где-то появляется, она сразу в курсе.

Когда Карин Ройтфельд появляется на людях, сразу нужно смотреть, во что она одета. Если вы не можете опознать ее вещи, это означает, что она открыла очередного великого дизайнера».

И снова с чистого листа

Иконы стиля и достижения стиля остаются, но сам стиль постоянно меняется. И даже великие дизайнеры постоянно находятся в поиске стиля. Последняя коллекция haute couture Карла Лагерфельда для Chanel была выполнена исключительно в белом цвете. Вот как прокомментировал это сам кутюрье: «Белый – это базовый цвет. Он, да еще черный – основные цвета. Все остальные цвета выглядят тоже неплохо, но только на их фоне. Вы знаете, это как графическая игра. Я мог бы показать эти платья в любых цветах, но то, что составляет их сущность – конструкция, крой, пропорции – лучше всего передают именно белый и черный. В основе у меня идея чистого листа, на котором еще только предстоит что-то написать».

Если в ночь на первое января все говорят друг другу: «С Новым годом! С новым счастьем!», то в начале нового сезона в Париже вы отовсюду слышите: «Бон шик, бон жанр!» С новым шиком, с новым стилем! Его поиски и обновление постоянны и бесконечны.

12.05.2009 00:07
Рейтинг@Mail.ru