Великий модник Оскар Уайльд - о моде и красоте

  • 5637
  • 0
  • 20 Октября 201521:50

     К дню рождения одного из моих любимых авторов – Оскара Уайльда.

     Накануне дня рождения писателя, поэта, драматурга, философа и модника в Московском «Театре Луны» под руководством Сергея Проханова состоялось театрализованное действие в честь празднования пятилетия «лунного» спектакля «Дориан Грей» в постановке Гульнары Галавинской и Дмитрия Бикбаева, который также исполняет главную роль.

    Перед началом юбилейного показа в театральное фойе к зрителям вышел сам Оскар Уайльд. Почётного гостя встретила режиссёр спектакля Гульнара Галавинская и устроила экскурсию по театру. Затем писатель раздал зрителям томики романа «Портрет Дориана Грея» со своим автографом. Книги из серии «100 главных книг» были предоставлены партнёром акции издательским домом «Эксмо».  А самые преданные зрители увидели, что мистер Уайльд очень напоминает актёра театра и кино Александра Гундарева.

    Премьера оригинальной версии романа «Портрет Дориана Грея» и «Тюремной исповеди» Оскара Уайльда состоялась на «лунной» сцене 20 октября 2010 года. Трагичная история разрушения личности, не способной любить и сострадать, была поставлена ученицей Романа Виктюка Гульнарой Галавинской, которая использовала нестандартные приёмы, поместив вымышленный сюжет в контекст биографии автора и «оживив» портрет как двойника во плоти, причем в женской ипостаси, так как, «душа – женского рода». Зритель также получил возможность воочию наблюдать за трансформацией главного персонажа: например, в финальной сцене Дориан стирает с лица портрета-души уродующий её грим и переносит краску на своё лицо.

     Режиссёр спектакля назвала Уайльда «основоположником символизма». Я бы назвал его основоположником «эстетического эгоизма». Основоположником – и вершиной. Не примитивного самолюбования, а саморазглядывания, самосозерцания, самопознания и самосовершенствования, возведённого в ранг творчества и искусства. А искусство, по мнению писателя, лучше жизни – насколько великая трагедия или даже сонет лучше пошлой мещанской сплетни.

     Сейчас наслаждаюсь очередным эссе – и там есть прекрасные, близкие мне строки:

     «…по моему убеждению, с прогрессом цивилизации, по мере того как мы станем существами более высокой организации, избранные души – те, что прикосновенны к критике и к культуре, – с каждой новой эпохой будут питать все меньший и меньший интерес к действительной жизни и все свои впечатления постараются извлекать исключительно из тех предметов, которые осенило своим присутствием Искусство».

      Читать и цитировать Уайльда можно бесконечно. Он из тех писателей, у которых почти после каждой фразы можно остановиться – чтобы рассмаковать её аромат. Интересовало его многое, писал он о многом – а на этом портале стоит процитировать то, что он говорил о моде. И сам ведь был модником первостатейным, не просто денди – а подвёл под свой дендизм именно научную, культорологическую, эстетическую – а эстетику он ставил выше этики – базу. «Байроновский» отложной воротничок, брюки со штрипками, подсолнух или зелёная гвоздика в петлице – наряд демонстративно «непрактичный», не из сегодняшнего дня, пусть не «пощёчина общественному мнению» – но явная шпилька фабрично-торгашескому обществу. И обыватели отомстили. Красота не выдержала столкновения с «действительной жизнью», не спасла ни мир, ни себя.

      Но слава пережила его хулителей – а многие мысли великого эстета пригодятся нам и сегодня.

    «Красота , в сущности, органична, то есть она приходит не извне, а изнутри, не из привнесённой красивости, а из совершенствования собственной природы… следовательно, поскольку тело прекрасно, так же прекрасны по своей конструкции и линиям должны быть и его облачения, когда оно одето надлежащим образом».

      «Я отнюдь не предлагаю антикварного возрождения старинного костюма, но лишь пытаюсь показать, каковы правильные основы одежды, основы, которые диктуются искусством, а не археологией, наукой, а не модой».

    «Все самые неуклюжие и неудобные принадлежности костюма, что предписывали нам безумства моды, и не только тесный корсет, а и фижмы, толщинки, валики, кринолины, а также современное чудовище, так называемый турнюр, – все они обязаны своим возникновением одной и той же ошибке, проистекающей из непонимания, что вся одежда должна навешиваться на плечи, и только на плечи».

     «То, что человек надевает на свои «крайние точки», такие как голова и ноги, должно в целях удобства изготовляться из мягкого материала, а в целях обеспечения свободы – принимать форму в зависимости от того, как это носится, а не от жёсткой, стандартной модели, предлагаемой шляпником или сапожником».

    «Свободные короткие брюки во всех отношениях предпочтительнее узких брюк до колен, зачастую препятствующих нормальному кровообращению».

   «Костюм… если он будет основан на истинных законах свободы, удобства и изменчивости применительно к обстоятельствам, не может быть также и очень красивым, ибо красота – это неизменно знак истинности принципов, таинственная печать, которой отмечено совершенство, и только совершенство».

     «В красоте – божественная экономность, она даёт нам только то, что нужно, и не более того; уродство же всегда экстравагантно; уродство расточительно, оно изводит материал впустую».

    «Если хочешь скрасить крикливый наряд , покажи слишком большую образованность. Это единственный способ».

     «Хорошо подобранная бутоньерка – единственная связь между искусством и пиродой».

 

Михаил ГУРЕВИЧ

Комментарии

Мы будем вынуждены удалить ваши комментарии при наличии в них нецензурной брани и оскорблений.

Комментировать новости могут только зарегистрированные пользователи.