Арина Арт. - "Создавать необычную красоту – моя профессия"
Автор: Лиза Кобцева

«Фэшн-взлом стереотипов и прописных истин - мой стиль.» (А.Арт) 

Люди, создающие модные образы и стиль, называют себя стилистами. Что это? Хобби или все же профессия? Где она появилась и когда пришла к нам? Из чего складывается работа стилиста? Какие тенденции намечаются в этой сфере? 

Обо всем этом, мы сегодня решили поговорить, с участницей конкурса дизайнеров одежды им. Надежды Ламановой. Приглашенным экспертом на ТВ с мастер-классами по бижутерии и декорированию. Участницей и лауреатом фотовыставок, чей проект "Мастер и Маргарита" занял первое место на выставке в Санкт-Петербурге. С человеком, который имеет публикации в медиа изданиях таких, как «Хаирс», фотоистория «Wild & Gone.» Развороты для немецкого онлайн издания «Kismet magazine». Публикации работ в онлайн версии итальянского «Вог.» Все это - фэшн-профессионал со своим необычным стилем - Арина Арт.

     

И: Здравствуйте, Арина. Так фэшн - стилист-это творчество или профессия?

А: Стилисты люди творческие. Но это профессия, как и другие. Она зародилась в Древней Греции. Греческие девушки очень любили ухаживать за своими волосами: красить их и делать замысловатые прически. А также, наряжаться в красивую одежду, для своих мужчин. У знатных дам античного времени были специальные помощники в наведении  красоты. Они-то и положили начало профессии стилист. Эта профессия прочно закрепилась на Западе и шире стала известна с появлением тематических съемок для глянцевых журналов. К нам в Россию она пришла в 90х годах. И еще на стадии развития.

И: Есть какие-то нюансы этой профессии у нас по сравнению с Западом?

А: К сожалению, есть и не малые. Самая большая проблема, что стилист, как профессия у нас не зарегистрирована государством. То есть, на бумаге она не существует. Поэтому нет официальных школ и соответственно нет возможности получить государственный диплом. Вследствие этого, человек желающий получить эту профессию, может закончить лишь курсы. Однако надеюсь, что в будущем эта профессия, войдет в государственный реестр и ВУЗы смогут выпускать специалистов и в этой сфере.

И еще, на Западе есть определенное разделение этих профессий: визажист - это make up artist (или сокращенно mua), парикмахер - hair styllist (или hair), специалист по концепции и одежде - именно stylist. А у нас еще нет их четкого разделения, поэтому, когда специалист говорит, что он стилист, у него уточняют в каком именно направлении.

 

И: Когда и как Вы поняли, что хотите стать стилистом?

А: Возраст не вспомню. Но с детства все время придумывала или срисовывала с журналов одежду, которая мне нравилась. А потом профессии дизайнера и стилиста получила параллельно. Все началось с курсов имиджелогии в ТТЦ "Останкино", куда я пошла для себя, чтобы научиться правильно, одеваться. И видя мои старания, больше всех в группе, моя преподавательница по истории домов моды, спросила меня, а не думаю ли я пойти дальше и попробовать выучиться на дизайнера? Это был первый человек, озвучивший мою мечту, которую я боялась произнести вслух. Я ответила, что хочу, но не знаю институтов, где этому учат, т.к. в то время я еще не была продвинутым пользователем интернета. И тогда преподавательница посоветовала мне показать работы на первый тур института, где в тот год набирала курс, ее мастер, у которой училась она. Пошла я туда поступать без рекомендательных писем, так сказать, на усмотрение комиссии. И вот, заканчивая последние недели обучения на имиджмейкера.  Я подала свои пробы пера на просмотр. И видя работы более сильных абитуриентов, уже не на что, не надеясь, узнала, что поступила. В тот момент, сыграли роль мои дипломные фото со стилистики и лучше всех пройденное собеседование по истории домов моды. Но уже на первой сессии, мои работы по живописи и композиции были хорошо оценены комиссией. Так я и училась на дизайнера, потихоньку подрабатывая стилистом. Таким образом, у меня два документа о профессиональном образовании диплом МАБИУ факультета дизайн и сертификат стилиста от учебного центра «Останкино» .

И: Расскажите, пожалуйста, в чем заключается работа стилиста? И о вашем личном подходе к работе.

А: Редактор итальянского издания журнала «Vogue» Анна Пьяджи как-то назвала стилистов сурдопереводчиками фотографа. И я с ней согласна.

 Функции фэшн-стилиста заключаются не просто в подборе вещей по размеру для моделей. А иногда, специально, и не по размеру (улыбается). Работа начинается с продумывания концепции. Здесь бывает два пути создания: истории на заказ, от какой-то компании, фэшн-журнала, рекламной кампании или лукбука дизайнера. Здесь, для уже утвержденной конкретной модели или группы моделей (модель в данном случае -  это  проф-модель , частный клиент или даже ребенок) выбирается образ и придумывается все необходимое для его воплощения. (Так, например, в проекте "Фрида" у нас юные модели, воплощали образы наравне со взрослыми).

Либо сюжет создается по просьбе фотографа, о желании воплотить ту или иную историю. Тогда здесь сначала выбирается модель(и), которая подходит под данный типаж. Далее в обоих случаях идет целенаправленная работа по подбору места съемки, составлению образа из элементов костюма. Поиск нужных вещей в шоу-руме, обычно здесь собирается микс из вещей разных дизайнеров. Или если заказ на сьемку лукбука, то составление комплектов из вещей одной марки.  Далее, с визажистом и парикмахером проговариваются макияж и прическа, а также их изменение, если будут сменяться костюмы и частично локация. И, параллельно, со всем этим идет диалог с фотографом о том, какие позы будут нужны для лучшей визуализации концепции и какой свет дорисует картинку. Я люблю именно это понятие - дорисует. Бывает и так, что стилист сам ищет, или изготавливает, нужный реквизит (например, в моем случае, вырезание силуэтов для темы с тенями; елка из нестандартных элементов собранная в единое целое; от невозможности привести живого оленя в маленькую студию, были интересно использованы только рога; специальное замятие ткани) или недостающие аксессуары.  Я люблю уникальность во всем, и благодаря своим нескольким образованиям, зная определенные технологии, часто сама придумываю и готовлю реквизит, шью или перешиваю элементы костюма.  Предварительно, или прямо на съемке, если не было возможности провести примерку заранее, а также декорирую, расписываю. Или наоборот, художественно порчу вещи: прожигаю или рву (улыбается). Например: декорирование одежды булавками и цепями; предварительное обжигание краев страниц книги; расписывание джинсовой одежды красками и маркерами; прожигание маек для рок темы; специально сделанные вручную колье и воротники; специально сшитые под образ галстуки бабочки - из чего недавно и выросла  моя дизайнерская линия.

Что касается локации, здесь тоже могут быть различные варианты, то есть локация-это фон на чем, собственно, будет в итоге смотреться вся история. Это может быть заброшенный завод,  станция метро,  очень торжественный или современный интерьер,  лес, каньон, или просто стена фотостудии или какого - то здания, (Например т.к. не нашлось студии с подходящим интерьером, проект «Мастер и Маргарита», снимался в квартире, где сохранилась мебель в нужном стиле; для сьемки фэшн-календаря было найдено место с разнообразными ретро машинами, где под стиль машины, менялся и образ модели; для новогоднего проекта был придуман декор семи разных фэшн-елок, но в студии она была одна и перенаряжалась мигом, пока одевалась модель). А в случае с обычной стеной могут быть вариации, т.е. если это стена фотостудии, то на нее на щадящий скотч могут быть наклеены какие-то элементы декора, или частично драпирована ткань, или вместо бумажного фона используется либо фактурная ткань, либо специально подготовленная для этого, то есть выкрашенная, порванная, прожженная, расписанная. Обычно для этих целей приглашают декоратора, но я стараюсь быть универсалом. Таким образом, в работу стилиста входит очень большой функционал, а не просто, как есть мнение – пришел, одел, и сидит, ждет, пока все отснимут, чтобы снять все с моделей и повесить на вешалку. Есть большинство стилистов, которые занимаются только подбором вещей. Но я, имея художественное образование, стараюсь создавать концепции будто картину, чтобы гармонировало все вместе и фон, и одежда, и макияж, а реквизит все это дополнял.  Как говорил один из гениев Роман Тыртов (Эрте): "Я рисую не только модель, но и ее окружение".

В начале, я вижу все как на палитре, цветовыми пятнами, чтобы в итоге на фотографии все работало, как единое целое. При этом, чтобы не повторять ошибок, вспоминая фразу наших преподавателей по живописи, когда при просмотре наших первых работ, они говорили - этот кусок справа или слева удался, а вот этот не вкусный. Поскольку я люблю стиль декоративной живописи, я и фотокарточки воспринимаю так же от общего к целому. Сначала модели или заказчику бывает непонятно, зачем все эти тонкости и мелкие детали, но мы-то с фотографом знаем зачем, ибо у нас в голове уже готовые кадры. И когда после постпродакшна, все видят готовую картинку, они понимают, к чему было так много, казалось бы, незначительных действий.  Один из фотографов нашей команды всегда заказчикам говорит, что он и "ню" без стилиста снимать не будет, уточняя еще раз при этом, что не только без визажиста, а именно без стилиста.

Работа стилиста начинается (как ранее говорилось) с подбора моделей и не заканчивается и во время и после съемки. Потому что на съемке, он следит за образами моделей, добавлением аксессуаров, помогает фотографу с позированием и применением реквизита, контролирует прически и макияж. Параллельно готовит уже в голове следующие кадры. И все это не друг, за другом, а одновременно. Поэтому стилисты, работающие как я, не сидят, отдыхают во время съемки после того, как одели модель, они все время в процессе на всех фронтах.

В нашей команде, в процессе и после, на постпродакшне, бывает, фотограф тоже что-то спрашивает, как лучше то, или иное сделать, чтобы добиться нужного нам эффекта. А эффект у нас всегда один, отличительная черта наших фотографий, как нам кажется, в том, что они как вместе, так и отдельно смотрятся, как кадр(ы) фильма, части какой-то истории. И зритель сам додумывает, что было до, что будет после и почему в данный момент этот кадр вызывает такую эмоцию. Бывает, что фэшн-картинки вообще не понятны зрителю, но он все равно останавливает на них взгляд в попытке понять, в чем же суть. А обычные картинки, с более простой экспозицией, пролистывает  быстрей.

И: Кто из знаменитых стилистов фэшн-индустрии является примером для Вас?

А: Кого-то одного нет, у всех есть что-то свое, что я стараюсь совмещать и в своих работах.

Мне нравятся работы Полли Меллен совместно с фотографами Ричардом Аведоном и Хельмутом Ньютоном. Очень интересный творческий союз у Грейс Коддингтон и фотографа Анн Лейбовиц. И у нас похожий принцип подхода к работе с Камиллой Никкерсон. Очень нравятся работы команды стилистов для фотографа Паоло Роверси.

И бывает, я вижу свои уже воплощенные идеи в работах метров в стиле или в фотографии, несколько аналогий было замечено как на подиуме, так и в фотоработах для фэшн-журналов. Вряд ли они видели мои работы, но приятно осознавать, что ты придумал что-то заранее, угадав будущую тенденцию.

 

И:  А дизайнеры по одежде могут быть стилистами?

А: Могут, если они имеют оба этих образования и живут не только модой, но и любовью к фотографии (улыбается). Но в основном, дизайнеры занимаются только придумыванием одежды. При создании коллекции не каждый может потом ее необычно скомпоновать и придумать кампейн и фотосессию для лукбука. И после проведения одного показа, им уже нужно готовить новые модели и проводить примерки к следующему, и времени на стилизацию у них не остается. Поэтому в больших домах моды и фэшн-журналах, на западе существуют целые собственные команды стилистов. А шоу-румы обращаются к единичным профессионалам.

И: Какие тенденции намечаются в этой сфере?
 

А: В стилистике, в отличие от тенденций в одежде сложно выделить одно направление.

Если в моде тенденции планируются на сезон вперед и идет плотная подготовка от создания коллекции до ее показа на подиуме, это примерно полгода, а в стилистике, процесс подготовки и воплощения фотоистории может идти от недели до месяца. И если в одежде намечается одна тенденция, например – брюки-дудочки. То в стилизации т.к. у каждого художника свой подход, каждый видит в определенный момент новый образ, все по-разному. Так здесь параллельно могут существовать импрессионизм и реализм. Коллекцию из тех же брюк-дудочек можно снять как в классическом варианте, так и смешать их с чем-то не сочетаемым, в зависимости от поставленной задачи. И в каждой следующей фотоистории появляется что-то кардинально разное, т.к. один стилист может работать одновременно, над несколькими показами или кампейнами.  Так же не обходится без импровизации, бывает то, что было подготовлено заранее, в студии показалось недостаточно интересным и тогда стилисту может прийти идея как это улучшить или вообще вывернуть все на изнанку, не теряя общей концепции. (Например: модели же все время на диете. А мы однажды во время сьемки перекусывали бутербродами. И возникла идея, что и модели могут полакомиться ими и в кадре. А для рекламы здоровой еды, были придуманы из нее разные необычные штуки. Такие как, бусы и шахматы). Или бывает, когда уже снято, все что было запланировано, если осталось время, может прийти новый образ, отличающийся от всего уже сделанного или обобщающий все выше сказанное. То есть в отличии от сезонных тенденций в одежде, новое в стилизации может появляться каждый или несколько раз в день.

И: Вы работаете только на фотосьемках или еще в каких-то областях, связанных с творческими профессиями?

А: В основном на фотосьемках, но появляются и интересные предложения разработать идею костюма на концерт для музыкантов, стиль сотрудникам какой-то компании. Есть несколько постоянных клиентов, с которыми я продолжаю работать шопером. Было несколько спецзаказов от артистов на бабочки, чтобы поддержать определенный образ на выступлении.
Сейчас работаю стилистом в сериале для одного из каналов.

А недавно успела попробовать себя в преподавании основ дизайна детям. Одно из модельных агентств, предложило мне попробовать сделать для них такой курс, составленная мной программа очень понравилась. И мы уже выпустили несколько групп.  Сейчас я продолжаю развивать это направление, как группами, так и индивидуально.  У одной из моих учениц есть братик. У него аутизм, он во время одного из наших занятий проявил интерес и подошел к нам. Мама предложила мне попробовать позаниматься и с ним. Так что теперь у меня есть такой необычный ученик, с которым я занимаюсь, учась чему-то новому у него самого.

И: И напоследок, несколько кратких вопросов лично о Вас. Есть ли у Вас любимый город?

 А: Если брать Россию, то Москву я люблю потому, что это мой родной город, здесь началось все мое творчество. И так получилось, что в Петербурге или с творческими петербуржцами в Москве, у меня тоже бывают интересные проекты. Побывав там первый раз, я влюбилась и в него. Поэтому мое сердце отдано поровну двум городам. А с европейскими городами мне бы хотелось познакомиться поближе. И в плане работы в том числе.

И: Ваши любимые музыкальные группы и направления в музыке?

А: Как говорит один из моих любимых музыкантов: нет направлений, есть хорошая и плохая музыка. Здесь имеется в виду качество. И берет ли она за душу или нет. Такие артисты в моем меломанском сердце есть. Их немного, но только их композиции я слушаю уже несколько лет, причем один альбом могу прокрутить несколько раз подряд, и не надоест. Среди них и рок, и классические вещи, и даже несколько романсов. Потому что эти музыканты большие профессионалы и мульти-инструменталисты.

И: Какую последнюю книгу Вы прочли недавно?

А: Это был подарок. Красиво изданная коллекционная биография одного из моих любимых дизайнеров Александра Маккуина. И очень понравилась книга Гастона Леру "Призрак оперы", до этого как-то не тянуло ее прочесть, но после просмотра российского одноименного мюзикла, я до нее добралась. Любимую классику перечитываю постоянно, либо целиком, либо определенные моменты.

И: Расскажите о ближайших творческих планах?

А: В этом году мне посчастливилось познакомиться с мастером по кожаным аксессуарам. И мы решили посотрудничать, начали линию кожаных корсетов, они будут очень необычные. Это наше посвящение одному из гениальнейших мастеров своего времени -Александру Маккуину. Надеемся, что получится интересно, первый готовый экземпляр нас уже радует.
Конечно же, продолжать развиваться в тех направлениях, в которых я уже успешно работаю, но и не забывая, что я все же еще и дизайнер по образованию, мне очень было бы интересно попробовать себя художником по костюмам для исторического фильма, а также для разных постановок в театре. Чтобы подробнее, узнать об этой специфике, посетила несколько мастер классов от признанных мастеров с опытом работы в кино и театре.

Так что, я надеюсь, будут новые интересные творческие планы, о которых я сама еще не знаю.

И: Спасибо за интересную беседу. Благодаря Вам, Арина мы узнали, много нового. И что стилист - это очень интересная и многофункциональная профессия.

 

20.06.2016 19:55
Рейтинг@Mail.ru