Московская Биеннале (14)

Третья Московская биеннале современного искусства «Против исключения»

  • 4889
  • 0
  • 27 Августа 200911:27
Йинка Шонибаре

Куратор: Жан-Юбер Мартен

Центр современной культуры «Гараж»
25 сентября — 25 октября 2009
Церемония открытия: 24 сентября

Организаторы:
Министерство культуры Российской Федерации
Правительство Москвы
Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО
Художественный фонд «Московская биеннале»

Третья Московская биеннале современного искусства, которая пройдет с 25 сентября по 25 октября 2009 года в Центре современной культуры «Гараж», будет носить название «Против исключения». Она не ограничивается заданной темой, как это было в прошлые годы. Свобода творчества художников, увлеченных визионерскими поисками, сложно вписывается в строгие тематические рамки. Определяя место Москвы в ряду мировых культурных столиц, Московская биеннале намерена открыть новые горизонты за пределами стандартных границ современного искусства.

Биеннале 2009 представит зрителям 78 художников всех континентов. Среди них есть имена, уже знакомые по выставкам в музеях и галереях, тогда как творчество других свидетельствует о ярком и живом артистическом жесте за пределами устоявшейся традиционной системы рынка. Куратор выставки Жан-Юбер Мартен (Франция) при участии Оливье Варенна (MONA, Хобарт, Австралия) и Матиаса Виссера (Zero Foundation, Дюссельдорф, Германия) выбрал произведения, предлагающие ответы на актуальные вопросы современного общества. Кураторское решение будет носить метафорический, эстетический и многозначный характер. Московская Биеннале современного искусства инициирована Министерством Культуры Российской Федерации. Комиссар и художественный руководитель Биеннале — Иосиф Бакштейн. Выставочной площадкой для Третьей Московской Биеннале станет бывший Бахметьевский автобусный гараж (архитектор К. Мельников).

Свое согласие на сотрудничество в рамках Биеннале дали CAAC (Коллекция современного африканского искусства) и MONA (Музей древнего и нового искусства) в Хобарте, Австралия.

Этой осенью в рамках программы «Специальные гости Биеннале» будут представлены выставочные проекты всемирно известных художников: Люка Тюйманса, Михаила Гробмана, Владимира Сычева, Владимира Тарасова, Ольги Чернышевой, а также проект Мастерской ван Лисхаут.

Программа специальных проектов Третьей Московской биеннале, в свою очередь, ставит перед собой задачу познакомить зрителей с состоянием современной художественной культуры как в России, так и в интернациональной сфере изобразительного искусства.

 

ЖАН-ЮБЕР МАРТЕН
ПРОТИВ ИСКЛЮЧЕНИЯ

Обычно куратор выставки обозначает тему. Мало того, что при этом возникает опасность того, что выставленные произведения станут всего лишь иллюстрацией к его тезисам, художники в прошлом нередко восставали против этой практики, доказывая, что уникальность их творений должна стоять превыше замысла куратора. В результате приходится выбирать — или отбор произведений для выставки делается в ущерб теме, но с учетом индивидуальных пожеланий художников, или требования и пожелания авторов не принимаются во внимание во имя сохранения тематической цельности экспозиции.

Именно поэтому Третья Московская Биеннале претендует на то, чтобы стать панорамой произведений художников со всего мира. И хотя в этой концепции нет ничего нового, она позволяет на различных и многообразных примерах передать идею богатства и разнообразия художественного творчества в мире.

Тема Биеннале «Против исключения» в равной степени относится и к основным правам человека, и к миру эстетики, который предстает сегодня перед любознательным и страстным любителем искусства во всем многообразии форм.

Еще совсем недавно современное искусство определялось в оппозиции к старому искусству. Но выставка «Артемпо», которая прошла в музее «Фортюни» в Венеции в 2007 году, доказала — этот тезис больше не работает. Подобно закону маятника, периоды синтеза в искусстве следуют за периодами анализа и исследований.

Сегодня, благодаря возможностям глобализации и передаче информации в режиме реального времени по каналам Интернета, мы вошли в период синтеза, который ведет художественный мир к тому же единообразию подходов, который царит сейчас в экономике. Цель нынешней Биеннале состоит в том, чтобы объединить понятия «глобализации» и «уникальности» через демонстрацию произведений-гибридов, явившихся результатом бесчисленных культурных смешений, происходящих в современном мире. Художественный мир принял стратегию интеграции как способ достижения этого невероятного смешения.

Поскольку искусство в большей степени рассматривается как поступательный, последовательный процесс, а не разрозненная совокупность отдельных явлений, его можно вписать в исторический контекст. Такой взгляд, однако, не принят в современном искусстве, которое воспроизводит себя, не выходя из состояния амнезии — через циклы авангардных деклараций, или смену трендов. Действительно, попытки сохранить историческую перспективу последовательного развития искусства вступают в противоречие с радикальным творчеством. История учит нас с подозрением относится к воздействию трендов и их претензиям, а творчество требует страсти, если не слепой, то опирающейся на подлинную, даже наивную свежесть восприятия. История учит нас постоянству неизменности, в которой взгляд современного человека не усматривает ничего кроме повторения. Творчество требует страсти к оригинальному, приверженности к новизне.

Художественные течения 1970-х годов — концептуализм, минимализм и arte povera — часто приближались к формальным границам искусства, к той точке, где любые толкования становятся тщетными, бросая вызов самой возможности комментария. Но критика оправилась и начала мстить: появилось не только море литературы, посвященной «пустоте» в искусстве, но и в учебной художественной среде годами насаждался академизм и страсть к теоретизированию. Согласно положению дел в концептуальном искусстве, искусство — не более чем иллюстрация некой идеи, философской или политической. Тогда как составляющие искусства куда более сложны, ему необходимы алхимия отстраненности и вовлеченность в собственную эпоху, а инвестиции в собственное существование выходят далеко за маркетинговые стратегии. Вписанность в эпоху не требует от искусства точной интерпретации событий.

В мире, полном разочарования, где главенствуют позитивизм и материализм, у художника осталась возможность волновать и восхищать публику имеющимися у него средствами, которые принято называть художественным языком — формами и красками, воссоздавать мир — доступными ему, иногда архаичными приемами. В последнее время вследствие главенства лингвистической семиотики и концептуального искусства, во всем его непостоянстве, произошел отход от пластических форм творчества в сторону серьезных рассуждений и письма. А ведь художники с незапамятных времен общаются между собой благодаря визуальной мысли, которая является результатом невербального процесса рождения идей. В человеческой психике именно она отвечает за интуицию, чувственное восприятие и, функционируя вместе с речью и логикой, не обязательно нуждаясь в вербальном или лингвистическом выражении. Именно эта визуальная мысль и допускает возможность межкультурных интерпретаций.

В мире, где доминирует Западная культура, художники были вынуждены склониться перед евро-американскими культурными догмами в страхе оказаться маргиналами. Оказавшейся исключенной из западной системы по политическим причинам, России хорошо знакома эта ситуация. Как бы то ни было, несмотря на «железный занавес» культурные контакты оказались сильнее, чем было принято думать в течение долгого времени. Мир оценил Московскую концептуальную школу и соц-арт. Сейчас, когда процессы глобализации ускорили темпы развития истории, интересы распространились далеко за границы Европы. Россия могла бы испытать обиду по этому поводу, но недавний экономический подъем снова склонил чашу весов в ее пользу. Кризис может положить всему этому внезапный конец. Время покажет. Остается надеяться, что желание коллекционировать работы русских художников, стремление их поддерживать не иссякнет. Мнение о том, что бурное художественное развитие сопутствует экономическому, не является единственно возможным. Множество интереснейших культурных и художественных явлений происходит в развивающихся странах или за пределами внимания масс-медия. Физическая удаленность или труднодоступность больше не питает концепцию экзотизма, не вызывает ее побочный эффект — фантасмагории.

Все дело во встречах людей и их способности к общению друг с другом. Пришла пора признать, что любой художник, вне зависимости от того, к какой культуре он принадлежит, должен иметь возможность выражать собственную историю, традиции и веру через свои произведения. Неправильно предполагать, что культуры зарубежных стран нам все еще недоступны. Все чаще и чаще минимальной информации оказывается достаточно для того, чтобы обострить восприимчивость, настроить ее на интерпретацию и понимание произведений искусства. Деконтекстуализация была аргументом тех, кто хотел возвести протекционистские барьеры. Но в современном мире нет ни одной проблемы, которая была бы нам совершенно чужда. Все, что происходит в мире, имеет к нам отношения, и в самом ближайшем будущем может коснуться нас непосредственно.

Информация для посетителей
Основная площадка
Центр современной культуры «ГАРАЖ»
Время работы: пн-чт 11:00 – 21:00, пт-вс 11:00 – 22:00
Адрес: ул. Образцова, 19A,
тел: +7 (495) 645-05-20
Входной билет: 100 руб

Оргкомитет – ХФ «Московская биеннале»
тел.: +7 495 624 31 53
3rd.moscowbiennale@gmail.com

Пресс-агент - JMgroup
тел.: +7 495 951 22 88, ф. +7 495 951 71 64
Мария Жук, m.jouk@jmgroup.ru, +7 925 517 42 60
Наталья Говорухина, n.govoruhina@jmgroup.ru, +7 926 508 8224
Анна Гущина, a.guschina@jmgroup.ru, +7 903 770 84 97

Пресс-агент - Сalum Sutton PR (Международная пресса)
Тел: +44 (0) 20 7183 3577
http://www.suttonpr.com/
Philip Adraham: Philip@suttonpr.com
Roxana Pennie: Roxana@suttonpr.com

 

СПИСОК ХУДОЖНИКОВ ТРЕТЬЕЙ МОСКОВСКОЙ
БИЕННАЛЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

1. Марина Абрамович
2. АЕС + Ф
3. Аджи В.Н.
4. Юрий Альберт
5. Гада Амер
6. Эль Анацуи
7. Ёшита Азума
8. Хосе Бедиа
9. Мишель Блази
10. Александр Бродский
11. Берлинде де Бруйкере
12. Фредерик Брюли Буабре
13. Селест Бурсье-Мужено
14. Коэн Ванмехелен
15. Станислав Волязловский
16. Навурапу Вунунгмурра
17. Эрвин Вурм
18. Альфредо Джаар
19. Янг Джичанг
20. Вим Дельвуа
21. Брацо Димитриевич
22. Атул Додиа
23. Анита Дюбе
24. Дмитрий Гутов
25. Роман Зигнер
26. Хуан Йонг Пинг
27. Сэмюель Кане Квеи
28. Аниш Капур
29. Уильям Кентридж
30. Кимсуджа
31. Агатоак Ронни Коуспи
32. Валерий Кошляков
33. Юл Крайер
34. Тони Крэгг
35. Жан-Жак Лебель
36. Александр Лобанов
37. Хайнц Мак
38. Эстер Малангу
39. Джамбава Маравили
40. Кристиан Марклей
41. Эрина Мацуи
42. Аннет Мессаже
43. Вик Мюнис
44. Дорин Рид Накамарра
45. Анатолий Осмоловский
46. Майк Парр
47. Павел Пепперштейн
48. Юлиус Попп
49. Маркус Ретц
50. Равиндер Редди
51. Рейнольд Рейнольдс
52. Клод Рюто
53. Шери Самба
54. Синие носы
55. Хаим Сокол
56. Вольфганг Тильманс
57. Сиприен Токудагба
58. Тунга
59. Спенсер Туник
60. Риджина Уилсон
61. Жан-Оливье Юклё
62. Глория Фридманн
63. Ромуальд Хазуме
64. Аспассио Харонитаки
65. Фиона Холл
66. Лени Хофманн
67. Дмитрий Цветков
68. Шеба Чаччи
69. Иван Чуйков
70. Шери Шерин
71. Чихару Шиота
72. Йинка Шонибаре
73. Конрад Шоукросс
74. Герда Штайнер и Йорг Ленцлингер
75. Джейсон Шульман
76. Сан Юан и Пенг Ю
77. Соичи Ямагучи
78. Афганские ковры

Организационный комитет Третьей Московской биеннале современного искусства выражает признательность за моральную и материальную поддержку проекта членам Попечительского Совета Московской биеннале:

Петр Авен, ОАО «Альфа-Банк»
Надежда Агишева, Фонд поддержки культурных проектов «Новая Коллекция»
Диляра Аллахвердова, Фонд «Современный город»
Шалва Бреус, Культурный Фонд «АртХроника»
Андрей Гончаренко, НКО Фонд «Русский век»
Дарья Жукова, ЦСК «Гараж»
Стелла Кесаева, Stella Art Foundation
Артем Кузнецов, Группа «ГУТА»
Леонид Михельсон, ОАО «Новатэк»
Валерий Носов, ARTMEDIA Group
Ирина Остаркова, Издательская программа «Интерроса»
Владимир Семенихин, Фонд культуры «Екатерина»
Софья Троценко, ЦСИ «Винзавод»
Татьяна Флегонтова, Фонд «Общество Поощрения Художеств»
Леонид Фридлянд, Mercury
Yves Bouvier, Art Culture Studio SA (Швейцария)
Nonna Materkova, Calvert 22 Foundation (Великобритания)
Yana Peel, Outset Contemporary Art Fund (Великобритания)

Комментарии

Мы будем вынуждены удалить ваши комментарии при наличии в них нецензурной брани и оскорблений.

Комментировать новости могут только зарегистрированные пользователи.