Самая невозможная выставка. Гай Бурден: творец образов
Автор: Lily Lavrentieva

Убежденный перфекционист, Гай Бурден (Guy Bourdin) никогда бы не допустил этой выставки, будь он жив. Будучи самым востребованным фотографом британского Vogue, он не выпустил ни одной фотокниги, ни разу не выставлял своих работ публично и вообще избегал контактов в внешним миром. Работа, в отличии от людей, слишком увлекала его, чтоб тратить время на что-то еще — при жизни Бурдена не было графических редакторов, позволяющих менять цвет, свет контрастность и как угодно перемещать предметы на изображении, каждый снимок следовало для начала продумать, а уж потом сделать и обработать. Когда коммерческий успех, известность и слава пришли к нему, он просто сделал вид, будто ничто не изменилось. Гай Бурден (Guy Bourdin) был талантлив в той же мере, в которой и пародоксален, чужд и непонятен современнику, не смотря на популярность, подчас скандальную, его работ. Он был первым и, возможно, последним среди фэшн-фотографов, кто искренне верил в превосходство идей над вещами.

Гай Бурден (Guy Bourdin) ничего не продавал, он не развлекал и не завлекал зрителя, но шокировал и заставлял самостоятельно искать значение увиденного. Гротеск, фетиш, не всегда разделяемая обществом хорошего тона эстетика не столько привлекали его, сколько помогали получить нужный накал, они — только элементы шоу, удобные инструменты, легко ложащиеся в руку. Ему нравилась сила макияжа, преображающая тела, лица, превращающая людей в то, чем они никогда не были, он мог часами ожидать пока модели не нанесут последний слой краски, не сделают все идеально, так, как он хотел бы увидеть. Вся жизнь была для него огромной съемочной площадкой, чередой от замысла до выхода номере а печать.

Он сам определял качество конечного результата, не обращая внимания ни на мнение прессы, ни на растущую славу. Ведь если работа хороша, это видишь и сам, а восторги критиков и признания фанатов лишь искажают картину — оценить и понять художника не всегда может даже собрат по цеху. На эскизах, незавершенных проекта, оставшихся после смерти Бурдена в 1991 году, еще видны линии, по которым должны располагать фигуры, точки фокусировки света, положения предметов — крошечные свидетельства служения человеку своему делу. Лучшее напоминание о том, что только гения недостаточно шедевра. Мало просто уметь видеть, порой, приходится вкладывать труд, знания, время, а не эфемерную душу, в результат, критиковать себя, свой процесс и продукт.

Выставка, учрежденная фотофондом музея Виктории и Альберта, а так же частными собраниями, открыта в Сомерсет-хаусе до 15 марта 2015 года. В составе экспозиции, увы, всего 34 оригинальных снимка Гая Бурдена (Guy Bourdin), но среди них есть знаменитые "Путешествующие ноги", так и оставшиеся эталоном пленительного обмана модной фотографии, не смотря на изобретение Photoshop.

27.11.2014 10:33
Рейтинг@Mail.ru