Витражи «Тиффани»: рождение легенды из цветного стекла

  • 718
  • 0
  • 09 Ноября 201217:49
  • На правах рекламы

Чаще всего бренд Tiffany ассоциируется у нас с легендарным фильмом с Одри Хепберн или не менее легендарными голубыми коробочками с белыми лентами, внутри которых скрываются обручальные кольца, подвески и браслеты. Впрочем, эта фамилия прекрасно знакома не только в мире кино и ювелиров, но и среди поклонников витражного искусства — витражи в технике «Тиффани» уже больше века остаются настоящим эталоном в мире стеклянного декора.

И такой статус вполне заслужен — витражи в технике «Тиффани» стали настоящей революцией в мире декора. Совершил ее Луис Комфорт Тиффани, сын «ювелирного короля» и удачливого предпринимателя, в 1837 году основавшего в США сеть бутиков Tiffany & Co. И если обычно на детях природа отдыхает, то в случае с Луисом она поработала сверхурочно — в 80-х годах XIX века молодой дизайнер занялся созданием витражей, которые получили мировое признание в 1893 году на выставке в Чикаго.

Интересный факт: изначально компания специализировалась на витражных окнах для храмов, а абажуры для ламп, вазы, бокалы и другие небольшие декоративные вещицы создавались уже из оставшихся осколков стекла. Кстати, именно культовые лампы с витражными абажурами и логотипом Tiffany & Co легли в основу эклектичного и харизматического стиля Ар-Деко, буквально превратившись в его воплощение и ярчайший пример.

Как настоящий максималист, Луис приобрел для своих творческих изысканий целый стеклянный завод, в печах которого по уникальному рецепту было создано стекло favrile, то есть «рукотворное». Другие названия этого стекла — опалсцентное или опаловое, оно непрозрачно и не столько пропускает, сколько рассеивает проходящий сквозь него свет благодаря добавке олова или костного пепла. Его смешивали с прозрачным «кафедральным» стеклом, а также накладывали друг на друга сразу несколько пластин, тщательно выбранных из палитры в пять тысяч тонов. В ходе своих экспериментов, Луис Тиффани работал не только с цветом и степенью матовости, но и рельефом стеклянной поверхности. Добавляя тончайшую металлическую пыль он добивался эффекта «металлик», пропускал стекло между вальцами для имитации лиственного узора, деформировал и драпировал его в складки. Свое стремление к совершенству Луис сохранил до глубокий старости: принимая работы своих мастеров, он зачастую выражал критику, просто выбивая не понравившиеся участки тростью.

У маэстро цветного стекла был еще один секрет — витражи соединялись и по-прежнему соединяются из сотен кусочков стекла не оловом, а тончайшей медной фольгой, которой оборачивается каждый элемент. Медь позволила добиться практически невозможного — очень тонких, изящных линий соединения, их мягких изгибов без утолщений и неровностей, напоминающих росчерк перьевой ручки.

Сегодня витражи в технике «Тиффани» можно купить не только в фирменных магазинах Tiffany & Co, в Москве их предлагает, например, мастерская художественного витража «Стеклосфера», специализирующаяся на этой классической аутентичной методике.

Комментарии

Мы будем вынуждены удалить ваши комментарии при наличии в них нецензурной брани и оскорблений.

Автор отключил возможность комментирования данной новости.