Задушит ли кризис модную индустрию?

Мировой экономический кризис затронул и модную индустрию. Большие бренды отказываются от участия в неделях моды, увольняют сотрудников и закрывают магазины. Что будет дальше и есть ли шанс на светлое будущее у фэшн-бизнеса?

За последние несколько месяцев сводки информационных агентств были обильно насыщены сообщениями, из которых становится понятно – мир моды входит в тяжелую депрессию. Например, самые крупные события в отрасли – недели моды проходили в урезанном составе. На нью-йоркской неделе моды отказались участвовать Vera Wang и Donna Karan, на парижской наблюдатели не увидели Cacharel и Viktor&Rolf, а миланская не досчиталась Marni и Valentino. Еще целый ряд дизайнеров рангом поменьше объявили о своем отказе в участии в дефиле. Компания Burberry объявила об увольнении 540 сотрудников. Основной удар пришелся на офисы и торговые точки в Великобритании и Испании. Британская сеть магазинов Marks & Spencer собирается сократить 1230 рабочих мест и закрыть 27 магазинов. Крупнейший американский ритейлер Macy’s закрывает 9 универмагов. Tiffany&Co в наступившем году откроет только 10% от числа запланированных магазинов по всему миру. Тиражи мировых глянцевых изданий упали в среднем на 10%.

Складывается ощущение тотального краха. И ситуация в России ничем не отличается от общемировой. Здесь кризис ощущается даже острее. За несколько месяцев в России закрылось несколько культовых люксовых марок. Прекратили свое существование бутики марок Stella McCartney и Aleksander McQUEEN, закрылся бутик Vivienne Westwood. Марка Diesel закрыла все свои магазины в России. Murphy & Nye, Joop, Torras, Leo Ventoni – список закрывшихся магазинов пополняется едва ли не каждый день. Почти все продавцы люксовой одежды планируют сократить закупки новых коллекций на 2009 год на 30-40%.

Что касается творческой составляющей модного бизнеса, то она тоже не обошлось без влияния кризиса. Все новые коллекции, которые демонстрировались на последних неделях моды, были выполнены в смурых темных тонах, гламур и блеск похоже канул с приходом кризиса в небытие. Теперь дизайнеры вводят в оборот простые модели, неброские узоры, дешевые ткани. На дворе эпоха новой простоты.

Но значит ли это, что через год-другой люксовый сегмент почит в бозе, закроются все более-менее нормальные марки, мы дружно оденемся в серую дерюгу и наступит царство «секонд-хендов» и «черкизонов»? Отнюдь. Сложная экономическая ситуация конечно сильно придавит модную индустрию, исчезнет большое количество хороших марок (и, что радует, плохих тоже), эстетика одежды развернется в сторону лаконизма и пуританства. Но! Никто не отменит потребность людей в достойной и пристойной одежде. А потому покупательская способность может и упадет, но не исчезнет полностью.

Довольно оптимистически смотрит на ситуацию топовый британский дизайнер Пол Смит. «За свою карьеру я пережил два экономических кризиса и всегда считал, что не надо идти на компромисс в смысле творчества и цены. Мы не собираемся урезать нашу новую коллекцию, а наоборот сделаем ее более интересной, более красивой». Другой именитый британский дизайнер Бетти Джексон создавала свой лейбл в 80-х в разгар экономического кризиса и не боится наступающей экономической депрессии. «У нас же экономический кризис, а не кризис творчества. Главное сосредоточиться на своих сильных сторонах. Я думаю, что все будут продолжать работать еще усерднее, и все будет довольно захватывающе».

Можно с большой уверенностью предположить, что покупательская психология тоже изменится и в лучшую сторону. Модники перестанут скупать вещи импульсивно и спонтанно. Теперь они будут ограниченны в средствах, а значит, продуманность ансамблей станет лучше. Отточенных луков станет больше, изобретательность изощреннее. Одним из главных ментальных изменений, которые принесет кризис, станет то, что люди перестанут гоняться за дорогой одеждой, и главным критерием модности одежды станет не количество нулей на ценнике, а ее эстетические качества. Кризис сделает модников краше, утонченнее и вместе с тем проще. Чему нельзя не радоваться, потому что с пафосом и гонором в модной индустрии в последние годы был явный перебор.

08.03.2009 16:30
Рейтинг@Mail.ru