Автор
Dietrich
Москва
FacebookВКонтакте

Лиляна Никогосян о моде

  • 2752
  • 0
  • 05 Марта 201109:56

Лиляна Никогосян - преподаватель моды, она читает курсы в "Персоне" и вот теперь в Высшей Школе Экономики, где мы с ней и встретились. Прежде, чем приводить цитаты, стоит обозначить точку зрения Лиляны на современную моду - я с ней с одной стороны согласна, с другой, печально, что постмодернизм уравнивает всё, что неизбежно снижает ценность художественного в любом искусстве. Впрочем, постмодернизм сейчас везде, и нельзя сказать, чтобы он был плох или неинтересен - как и в любом течении, у него уже есть свои звезды и свои плюсы.

Дословно не перескажу, а изложу уже по собственному пониманию и осмыслению. По отношению к моде все люди делятся на культурные классы (не экономические, а именно культурные, по уровню развития, если угодно), от чего зависят их вкусы. Это народ, он составляет 45% от массы, вкусы народа консервативны, он предпочитает классику, причем под классикой понимается "то, что носили родители" и "то, что носят все". Это буржуазия - тоже примерно такой же процент, это представители условно среднего класса, которые модой интересуются, моду потребляют и являются модным мейнстримом. Еще примерно 8% составляют таланты - художники, модный авангард, и 2% - гении, которые и рождают все новые веяния в моде (а функция талантов - разглядеть в безумии гения эти самые новинки, и продемонстрировать их модному мейнстриму).

Классам соответствуют вкусы (естественно, не абсолютно, но в большинстве своем). Народу свойственен "дурной" или вульгарный вкус, она же наивная безвкусица. И нельзя обвинять людей в том, что они относятся к этому "виду" - таков их уровень развития, и им в нем удобно. В рамках "буржуазии" существуют вкусы "купеческий", основанный на подражании стилям, трендам и т.п., ему свойственны нуворишский гламур, изобилие, роскошь, китч; и вкус "буржуазный" - это уже на шаг выше, главный критерий - респектабельность, все лаконично, но дорого. Вкус купеческий подразумевает, что предметы будут узнаваемы всеми, вкус буржуазный - что только тот, кто "в теме", "прочтет" ваш костюм. Главный мотив буржуазного вкуса - престиж. Чаще всего в рамках "среднего класса" купеческий вкус свойственен женщинам, буржуазный - мужчинам, хотя в последнее время, с окончательным утверждением женщины на всех фронтах жизни общества, эти грани стираются.

"Талантам" свойственен вкус художественный, где главным мотивом является эстетика - это рафинированные образы, эстетизм, дендизм, высокий богемный стиль и так далее. А для гениев главное - самовыражение, message, который несет костюм, они используют одежду, как манифест, как воплощение идеи - и порождают новые мотивы для всех других классов.

Каждый класс и каждый вкус имеет право на существование. Представитель одного не всегда сможет понять другого, если они в "соседних" классах, а если через один, и тем паче два - то уже не сможет в принципе. Поэтому "народ" "гениев" считает ненормальными, и так было всегда.

Постмодернизм, придя в моду, уравнял стили и классы. Пирамида иерархии вкусов и стилей, которая была ранее, рассыпалась - и все они теперь располагаются на одной прямой. Модельная одежда может напоминать стили панков, бомжей, богемы и царей - возможно и допустимо все. И поэтому, как и в постмодернистской литературе и кино, есть только один главный путь в этом море - свой собственный. Будущее - за индивидуальным стилем, индивидуальным модным творчеством, и только от самого человека зависит, как и кем он будет понят. Главное - не забывать, что встречают все-таки по одежде.

Надо сказать, осознание постмодернистского подхода заставляет меня слегка изменить взгляды на работу современных дизайнеров - в самом деле, все имеют право на все... Как и я имею право на свой взгляд, свои критерии и свои модные правила. Вы тоже, дорогие читатели.

А теперь все-таки немного цитат:

  • Мода - увеличительное стекло, которое позволяет что-то приблизить и рассмотреть.
  • Мода отражает культурную эволюцию общества.
  • Мода интересна только тогда, когда дает нам что-то новое.
  • Мода и одежда - не одно и то же. Одежда - необходимость. Мода - нет.
  • Гегель ввел понятие "цайтгайст" - "дух времени". Настоящий дизайнер - носитель цайтгайста, который он может воплощать в разные предметы (не только в одежду).
  • Функция одежды - защита, функция моды - актуальность. Одежда - не информация, мода - информация.
  • Мода - стадия развития общества, на которой быт поднимается до уровня искусства.
  • В наше время мода становится личным творчеством и превращается в род искусства.
  • Суть модного расслоения в том, что те, кто идет впереди, пытаются оторваться от тех, кто их догоняет.
  • Современная мода начинается на улицах.
  • Человек одеждой демонстрирует уровень своего развития. Отсюда возникают в современном обществе "стилевые племена".
  • Самым творческим явлением моды является творчество потребителя.
  • Для современной женщины изображать просто Женщину - немодно.
  • В противоположность моде, стиль статичен и несет информационную нагрузку и энергетику времени, когда был создан.
Комментарии

Мы будем вынуждены удалить ваши комментарии при наличии в них нецензурной брани и оскорблений.

Комментировать новости могут только зарегистрированные пользователи.