МОДНИЦА НЕМОДНОГО ВРЕМЕНИ

  • 10213
  • 0
  • 12 Ноября 201522:01

12 ноября Людмиле Гурченко исполнилось бы восемьдесят лет.

На доме, где жила великая актриса, открыли мемориальную доску, в Кремле был концерт её памяти, по каналу «Россия» идёт посвящённый ей сериал, а в Галерее классической фотографии началась выставка Аслана Ахмадова «Моя Люся».

И вполне возможно, что скоро откроется ещё одна выставка. Даже не выставка – музей. Музей-мастерская. Экспозицию из вещей, принадлежавших Гурченко, готовит её муж, Сергей Сенин. Тут будут сувениры, подарки, антиквариат, который она собирала, и, конечно же, её костюмы.

Туалеты актрисы давно стали отдельной легендой. Красиво, эффектно одеваться Гурченко любила, зачастую поражая зрителей не только драматическим или музыкальным талантом, но и великолепным, подчас неожиданным нарядом. Современное выражение «икона стиля» я бы к ней не применял, даже не стал бы говорить, что она была «модной», что «следила за модой», «следовала моде» – Людмила Марковна очень часто шла не за, а наперекор – и в искусстве, и в жизни. Да и следить за модой в условиях «железного занавеса»… Но даже в советское время, серое и дефицитное, актриса всегда умела хорошо одеться – вольно или невольно с этим временем контрастируя. «Дефицит рождает фантазию» – это её слова.

И очень часто Гурченко шила свои наряды сама. Даже в те годы, когда могла позволить себе самое дорогое платье, а к её услугам были лучшие кутюрье. Сама выбирала исходный материал, сама кроила, расшивала. Сама перекраивала уже готовое. Даже, например, модели от Юдашкина. Который, кстати, был не против, что актриса добавляла к его работе что-то своё, абсолютно индивидуальное.

Ведь и сама Гурченко – явление сверхуникальное. Ярчайший старт, затем – практически вычеркнутые годы, самые лучшие, самые молодые… И  - не сломаться, не опуститься, не погибнуть, не разделить судьбу, увы, многих звёзд советского кино. Возродиться на пороге сорокалетия, снова занять своё место на пьедестале – и уже не сходить с него никогда. В опросе к столетию кино Людмилу Гурченко назвали  любимой актрисой страны. Талант, помноженный на характер.

В фильме «Аплодисменты, аплодисменты…» Гурченко сыграла фактически саму себя. Актрису, стремящуюся поломать режиссёрские представления о её амплуа, перейти от беззаботных куплетов к фильму о войне. И есть, кстати, в этом фильме такая сцена. Героиня идёт в гости, где должен быть интересующий её режиссёр. По дороге ей попадается одна девушка в короткой юбке… потом другая… А фильм снимался в 1983 году – мини тогда снова потихоньку входили в моду. Прямо на лестничной площадке героиня ловко подвёртывает платье – и в гости приходит уже в кокетливом наряде, танцует – и поражает всех, включая режиссёра и даже бывшего мужа.

Людмила Марковна приложила руку к созданию визуальных образов многих своих героинь.

К примеру, она пришивала помпон к берету Раисы Захаровны – который потом был оторван у «сучки крашеной» прямо в кадре.

Самые фантастические наряды Гурченко смогла себе позволить уже в постсоветское время...

...но и в социалистические времена она могла поразить роскошным туалетом.

В «Идеальном муже» по Оскару Уайльду у её миссис Чивли при каждом появлении – новый костюм – и это, наверное, самое яркое впечатление от экранизации.

Гурченко умела быть на экране эффектной…

…но не боялась предстать и абсолютно «никакой».

И уже далеко не в юном возрасте сыграть в эротических сценах «СекСказки» по Набокову, а в картине с названием «Старые клячи» – даже топлесс – это могла себе позволить только Гурченко.

А начиналось всё с муфточки в «Карнавальной ночи». Эльдар Рязанов рассказывал, что это была муфточка его жены, а в идущем сейчас сериале показано, что муфточку придумала сама Гурченко. Но главное – что и фильм, и героиня, и актриса, и наряд полюбились всем.

Короче говоря, роль хорошенькой владелицы шляпного магазина из «Соломенной шляпки» Людмила Марковна могла сыграть и в жизни.

Сергей Сенин рассказывает:

«Всего Люся сама себе сшила более двухсот туалетов. То есть не просто платьев, а к каждому платью — шарф, пояс, шляпка. Специалисты утверждают, что среди рукотворных коллекций, выполненных от начала до конца одним человеком, Люсина — самая крупная. Она никогда не училась швейному делу или мастерству закройщика — это было дано ей от Бога. Люся просто брала ножницы, расстилала ткань и смело, без сомнений ее резала. Я всегда удивлялся: как можно вот так, без выкройки вырезать сложные модели?! А потом понял: когда Люся брала в руки ножницы, платье уже было готово — в ее голове. Шила она тоже сама, на руках. И хотя у нее была швейная машинка, Люся ею не пользовалась. При этом Люся делала сама и аксессуары, и бижутерию, украшения: бусы низала, мастерила серьги и брошки, украшала туфли, перчатки...»

Наряды, созданные по эскизам самой актрисы, а также роскошные туалеты от Диора, Юдашкина, Котеговой, Кавалли, скоро будут доступны для всех.

И это прекрасно.

Михаил ГУРЕВИЧ

Комментарии

Мы будем вынуждены удалить ваши комментарии при наличии в них нецензурной брани и оскорблений.

Комментировать новости могут только зарегистрированные пользователи.