"Дрессировка животных в различных бытовых условиях" - тема для не родившейся диссертации ...

  • 3799
  • 1
  • 11 Января 200916:26

Прежде чем вы начнете читать эту заметку, хочу сказать, что она долго томилась `в столе`, так как я хотела выпустить перед ней статью, отвечающую на вопросы, приходящие ко мне по почте. Подумав, я решила не нарушать уже построенного логического ряда моих мыслей и пустить эту заметку без изменений. Ответы на вопросы я постараюсь связать с последующими статьями. Прошу меня извинить, что не отвечаю лично. И еще. Я позволю себе не излагать краткое содержание предыдущих заметок, хоть и понимаю, что с последней публикации прошло многовато времени. Надеюсь, что до сего момента вы следили за нитью моего повествования, да и я ведь не учебник пишу, чтоб добиваться от вас полного `усвоения материала`... Продолжаю.

Раз уж я взялась настаивать на том, что вкус развивается, то было бы странным с моей стороны не углядеть хоть какой-нибудь системы или классификации в этом вопросе. И если уж я отвечаю за свои слова, то что же, если не личный опыт мне приводить в пример? Уж за реальность собственной жизни я пока могу ручаться. Эта заметка изобилует биографическими подробностями , но того требует повествование.

Мое детство пришлось на времена брежневского застоя. Мы едва сводили концы с концами, а мама еще и выплачивала кредит за пианино. Иногда я смотрю на фотографии себя в детстве и ужасаюсь. Маме я ничего не говорю, да и что скажешь, если на фото изображен ребенок в осенней курточке, у которой линия талии находится почти на уровне груди , а рукава почти по локоть и из-под них вылезают рукава свитера, а рядом мама в немыслимой синтетической шубе и шапке. Бедность. Зато мама занималась моим духовным развитием, в меру, насколько понимала это сама. Спасибо ей за это, но если у девочки одна единственная форма на первые четыре года и вторая на следующие 3 года, то нет смысла говорить о том, как девочка развивалась в плане вкуса и женственности. Озарение наступило случайно и не с помощью мамы.

Нет нужды говорить, что я в то время не знала на что необходимо обращать внимание в одежде и пр, потому как вопрос вообще так в семье не ставился. Есть не дырявые чистые колготки - хорошо, одеваешь их. 2 платья для музыкальной школы, пара шерстяных кофт и юбок, некоторое кол-во колготок и море разноцветных бантиков. Волосы были длинные,почти до колена, мама старалась заплетать косички с бантиками на 2-3 дня. Я ненавидела свои длинные волосы, расчесывание в том числе. Мука, пытка. Моя преподавательница фортепьяно давно поняла, что цель ее занятий со мной в том, чтоб я не болталась по улицам, а не в том, чтоб я научилась музицировать, и она позволяла себе на моих уроках обедать или совершать другие полезные действия. И вот эта преподавательница музыки как-то , попивая чай из термоса, решила вдруг сказать мне о том, что она видит в моем образе. Начала издалека:` Знаешь ли ты, что в те времена, когда еще были балы и светские приемы, когда барышни носили пышные длинные платья, считалось очень дурным тоном, если в туалете женщины присутствует более 3-х разных цветов? Мы конечно не в те времена живем, но давай-ка посчитаем, сколько разных цветов на тебе сейчас есть! Туфли (сменка, поясняю я) - голубые, колготки(какие были чистые) - коричневые, платье - красное, отделка на нем - белое кружево (жабо, так сказать), бантики (уже 2 дня) - желтые, сережки (гвоздики, которые я никогда не снимала) - зеленые., очки - розовые (не буквально, конечно, речь про оправу) Тебе кажется все это правильным?` Что было дальше и что я ответила уже не помню. Помню только что я ВДРУГ обратила внимание на себя и свою одежду!Увидела себя! И было мне 12 лет. Позновато, скажем прямо. Но с того дня мне не было покоя.

На счастье в доме оказалось множество книг по правилам хорошего тона, по косметологии и уходу за собой, груды неизвестно от кого доставшейся литературы. Ну просто ` рояль в кустах`! Из нее я, в частности, уже имея комплекс на тему сочетания цветов одежды, узнала, что обувь, перчатки и сумка должны быть одного цвета. Приводились также еще варианты, что аксессуары одного материала должны быть одного цвета, т.е. шапка-шарф-варежки - если шерстяные и сумка-обувь-перчатки - если кожаные. Очень , знаете ли мне тяжело было расстаться с этим стереотипом. Очень долго во мне сидело это табу на разноцветие в одежде и (тем более!) в аксессуарах. Но вкус, слава Богу, развивается. Прошло и это.

Развиваясь, вкус любого человека минует разные этапы. Определенный вкус в любой сфере жизни , будь то литература, музыка или пища, приедается и будучи пережитым, переосмысленным помещается в глубинные запасники души, выползая оттуда в моменты ностальгии по определенному месту на земле или этапу жизни. Что-то навсегда остается похороненным в этих запасниках и воспоминания об этом неприятны, а что-то другое, обостренное и очищенное, помещается в ячейку `личные характеристики`, становится частью имиджа, незначительно шлифуясь с годами. Категоричность суждений тут неуместна. Присмотритесь к окружающим, вам наверняка в их образе что-то не понравится. Захочется возмутиться! Но надо помнить, что люди пребывают на разных этапах развития своего вкуса. Вероятно вон тому мужчине в строгом галстуке, который вышел только-то из этого шикарного офисного здания, очень неприятно вспоминать, как он ходил с длинными волосами в клепаной косухе. А этот молодой человек с хвостом и в такой же косухе будет с пеной у рта доказывать свой нонконформизм и клясться, что никогда не оденет галстук.

Вкус. Из чего же складывается этот божественный (или дьявольский ?) коктейль? Мне бы очень хотелось когда - нибудь заняться этой темой всерьез, применить научный подход к вопросу формирования вкуса. Сейчас я могу лишь порассуждать основываясь на собственном опыте. Не секрет, что нашим вкусом пытаются управлять. Причем, с каждым годом все хитрее и искуснее внедряются в наше подсознание всевозможные производители, заинтересованные в том, чтоб продать нам свой товар. В любом плане хорошей PR-кампании есть пункт об изменении системы ценностей целевой группы таким образом, чтоб подопечному товару нашлось достойное место в этой системе. Вы никогда не любили духи `Опиум`? Подождите, через год вы не будете представлять без них жизни! Подобное влияние оказывается на наш вкус с разных сторон и порой невозможно угадать откуда на нас свалятся очередные `жизненные ценности`. Будем ли мы все поголовно носить Др. Мартинс или чулки со швом. Я не рассматриваю сейчас веяния моды в чистом виде, я говорю о вероломных вторжениях в наши головы, когда даже на подиумах этому нет объяснения. К подиуму у меня, как раз, претензий нет. Мне нравится то, что кто-то выдумывает новые образы и стили, подает новое прочтение старых шаблонов, ловко манипулирует стандартами. Людям, которые варятся в безумной каше производства красоты раньше других надоедает тот или иной образ и они пытаются донести до нас свой возглас `Пора!` И мы меняем острые носы на тупые, высокие каблуки на низкие, трапециевидные силуэты на приталенные. Куда б мы делись без этого `горна`, провозглашающего смену модных эпох. У них, наделенных авторитетом в вопросах прекрасного, находятся ниточки управления производителями. Свободный полет фантазии художника не остановить словами: ` Погодите, я не все тупоносые ботинки продал!` Художники парируют: `Давай, производитель, пошевеливайся! Разве ты не видишь, что тупоносых монстров никто уже не хочет покупать? Делай скидку и продавай то что мы тут придумали! Люди устали от этого старья, они хотят свежатинки, смотри как заинтересованно покупатель разглядывает журнальные картинки!` Пусть! Пусть это будет единственным руководством к действию, пришедшим из вне. А вот то, с каким посылом человек будет носить тот или иной модный финт, мне бы хотелось чтоб он выбирал сам. Если мы возьмемся рассматривать чистый и незамутненный личный вкус человека, то тогда нам откроются довольно простые этапы и объяснимые предпочтения. И у всех людей в этом смысле вкус проходит похожие этапы развития, каждый из которых можно охарактеризовать по трем основным чертам. Первая - физиологическая характеристика этапов. Вторая - ментальная (если использовать значение этого слова как `мировосприятие и самосознание`). Третья - эмоциональная, иррациональная (какой бы еще термин подобрать?) .

Под физиологическими чертами я подразумеваю следующее. Осознанно подходить к выделению отдельных пристрастий человек начинает где-то в период полового созревания. Подходит , например , к зеркалу и говорит : ` О! Да это ж Я!` и дальше стандартное социальное развитие направляет его вкус. Понравиться противоположному полу, затем почувствовать себя взрослым, заявить о себе как о личности с характерными особенностями в студенческие годы, найти себе место среди потенциальных серьезных коллег или работодателей, неминуемый кризис среднего возраста, успокоение и пресыщение, иногда `седина в бороду - бес в ребро`, и пр. Я уже говорила, что пока не занималась научной классификацией, но и без меня многие пытались классифицировать этапы развития личности. Хочу заметить, что все сказанное касается вкуса вообще, например на противоположный пол. Насколько голые ноги интересуют юношей страстных , настолько зрелых мужчин могут совершенно не интересовать оголенные конечности как таковые , но удачное сокрытие `прелестей` станет будоражить фантазию. Думаю, здесь и так все более-менее ясно.

Как менталитет сказывается на развитии и совершенствовании пристрастий? Глобальных выводов от меня не ждите, я всего лишь стилист. Та же история - во всех сферах жизни, в пристрастиях к бытовым мелочам, во взглядах на модные течения, в широте кругозора - на то оно и `самосознание и мировосприятие` . В качестве `основного блюда`, иллюстрируя тему, приведу в пример один и тот же период при равнозначных физических данных двух молодых девушек, меня и моей подруги. Период, когда девушка ощущает себя гадким утенком и изо всех сил хочет стать красивой.

Мы обе от природы обладали изрядным количеством недостатков при наличии серьезных внешних достоинств. У меня рост и пропорции, а у нее потрясающе выразительное лицо и глаза, подкачали только губы. У обеих длинные хорошие волосы. Из недостатков - у меня неудобные, не всегда привлекательные черты лица, а у нее коротковатые пухлые ноги и невыпуклая попка. С этими недостатками модно жить - красавицей тебя никто считать не будет, но и шарахаться на улице не станут. Но нам обеим хотелось блистать. Она, при помощи каблуков и одежды подтянула фигуру, следила за нарисованными губами с особой тщательностью. Я сделала акцент на светлые волосы и поработала с лицом при помощи челки , макияжа и различных очков. Так как цель была - противоположный пол, то и образ для реализации был выбран женственный, как мужчины любят. Для этого в моем случае был составлен специальный гардероб, а в ее - еще и поведение. И вот настал момент , когда мы обе начали упиваться победой. Кстати сказать, мы не ровесницы и жили далеко друг от друга и в тот момент не были знакомы. Этап моей переоценки ценностей пришелся как раз на ее `празднование успеха у мужчин` и в этот момент нас познакомили. Девушка училась на визажиста, мы стали дружны и она даже некоторое время жила у меня, пока не сняла жилье. Она уже перешагнула ту возрастную черту, когда у меня начались метания и переоценки, я ее видела в это время и это дает мне право сравнивать нас объективно.

Так вот. Получив `в руки` эффектную внешность, сперва обеим было непривычно. Внимание любого мужчины было лестно. Обе старались каждый момент жизни выглядеть на 5, ни дня не скрывая достигнутых результатов. Не важно, с какой целью мы выходили на улицу, всегда этому предшествовал процесс тщательной подготовки и если что-то не удавалось, то выход отменялся. Постепенно я начала понимать, что так жить нельзя. Каждый , кто видел эффектную и красивую(в понимании многих) девушку, менялся в лучшую сторону на момент общения с ней. Все хотели показать себя с лучшей стороны. Ее(красивой девушки) внимания стали добиваться, и казалось, что вокруг только галантные мужчины и приветливые женщины(о психологии соперниц не сейчас). Многое сходит с рук, кругом поклонники и вообще не жизнь - малина.

Но! Я стала заложницей своей красоты. Я не знала, что представляют из себя эти окружающие меня люди, так как они никогда не показывали мне своих плохих черт. И ,уже боясь раскрытия моего `обмана` и лишения таких общественных привилегий, я не могла выйти из образа, чтоб взглянуть правде в глаза. С некоторыми из поклонников завязывались отношения. Опыт этих отношений показал, что после раскрытия истинной внешности и, главное, внутренности( характера моего), оказывалось что ко мне теряли интерес. Обертка разорвана, конфета съедена и больше ничего не надо. Я обескураженная выходила в мир и снова повторялась та же история. В итоге, мне пришлось многое переосмыслить и ко многому привыкнуть и со многими вещами научиться жить, прежде чем я пришла к осознанию того, как я могу использовать во благо имеющийся у меня в запасе (!) эффектный, притягательный сексуальный образ. Но оставить этот имидж единственным я себе позволить не смогла. К теме моего осознания я еще вернусь.

А с подругой моей происходили те же самые вещи. Ее бойфренд рассказывал, что отдыхая с ней на Кавказе, он каждый день боялся, что не сможет ее однажды отбить от назойливых мужчин. Она так была в образе, так старалась всем понравиться, так боялась, что на нее не обратят внимания, что все мужчины воспринимали это на свой счет. Пройдя через те же этапы , когда в ней разочаровывались и использовали, она научилась относиться к этому цинично и использовать это сама. Т.е. ,. как говорила героиня `Страны глухих` : `Деньги надо брать из мужчин`. Когда я указывала ей, что не стоит тратить деньги на юбку, когда нет денег платить за институт, она отвечала, что цена одной юбки не сильно прибавит сбережений, а в этой юбке она сможет найти дядю, который оплатит институт.

Визажистом она так и не стала, институт не закончила, она просто женщина, которую , слава Богу, любит преданный мужчина, любит за тот образ, который она выбрала сознательно, ее любимый образ ` милой романтичной красавицы`, она по-прежнему ходит в бассейн с накрашенными губами и не может выйти из дома если укладка не получается. И работу она себе нашла такую, где надо всем нравиться и улыбаться - на ресепшен. Она счастлива. Я это знаю. Главное, чтоб мужчина не подвел.

На основе этого примера я хотела показать, что от менталитета человека зависит то, насколько долго он будет задерживаться на различных этапах развития своего вкуса, и то, какие формы и окраску будут принимать грани этого развития. Именно эта ментальная характеристика развития вкуса и представляет наиболее тонкую и важную составляющую имиджа человека. Именно здесь рождается потребность сменить трапециевидный силуэт на приталенный или наоборот, появляются пристрастия к конкретному цвету или рисунку. Именно с этой характеристикой приходится работать стилисту как врачу с диагнозом. Как и диагноз, менталитет клиента определяется трудно, но именно он является отправной точкой для формирования того самого собственного стиля. В этот момент мне становится жалко стилиста, которому приходится решать подобные проблемы. Не слишком ли для него, бедного?

Говоря об эмоциональных и иррациональных характеристиках я подразумеваю, собственно, сенситивность, характер, темперамент, чутье на прекрасное и прочие неопределенные качества, которым тоже свойственно поэтапное развитие. Это самые неконтролируемые и непредсказуемые показатели. Т.е человек даже находясь на физиологическом этапе `понравиться противоположному полу` и , согласно своему менталитету, выбрав для этого практические формы - одежду и поведение, может спонтанно впадать в истерики-депрессии-фобии, грубости , заносчивости, плаксивости, будучи не в состоянии изменить эти качества, даже понимая всю их губительность для выбранного образа. Флегматик, даже созревший для фриковских подвигов врядли сможет их осилить. Так и будет носить привычную классику, в душе мечтая о зеленом пиджаке и желтых ботинках. Или например, эмоционально `зажатый` человек из ярого противника может стать верным сторонником панк-движения - сугубо виртуально, никогда не пытаясь `поставить гребень` у себя на голове. В этом психоаналитику-то работы на несколько лет. Кто предложит эту работу стилисту?

Вот здесь я вплотную подошла к ответу на задаваемый так часто мне вопрос: ` А какой стиль можно считать своим?` или еще более примитивная версия : ` Ой, а вы - стилист? А вот скажите, а что мне пойдет?` Последний, не блещущий оригинальностью и смысловой нагрузкой вопрос, частотой задавания вынудил меня перестать произносить слово `стилист` всуе.

Думаю, не слишком ли глубоко я вкопала почву, на которой произрастали цветы прекрасного и таинственного Природного Дара Красоты? Пожалуй, стоит поговорить об образах-шаблонах...

фото и стиль - Ира Горбунова.
iragorbunova@mail.ru

Комментарии

Мы будем вынуждены удалить ваши комментарии при наличии в них нецензурной брани и оскорблений.

Комментировать новости могут только зарегистрированные пользователи.

Лейла06.05.2007 22:42
C нетерпением жду статей. Вопросов и коментарией нет, потому как пока рановато. Все вопросы Вами озвучены в статье они стандартны( к сожалению, как выяснилось). Пожалуйста еще еще еще статей. Может быть типа стиль: макияж и одежда???(вам виднее)