16:9: все за и против
Автор: Татьяна Смирнова

На смену традиционному формату телеизображения, 4:3, постепенно приходит новый, широкоэкранный формат 16:9. Для российских покупателей вопрос о выборе одного из двух форматов встал гораздо позже, однако сегодня и в России, с возрастающей популярностью домашних кинотеатров, формат 16:9 становится актуальным.

Оба формата – и 4:3, и 16:9 – фактически представляют собой соотношение ширины и высоты прямоугольного изображения. В случае с 4:3 на четыре единицы ширины приходится 3 единицы высоты, а в случае с 16:9 - 9 единиц высоты на 16 единиц ширины.

Главное отличие двух форматов – в размерах изображения. Традиционное телевизионное вещание предусматривает исключительно формат 4:3, поэтому любителям телепередач не имеет смысла приобретать телевизор 16:9 – при выводе на экран формата 16:9 изображения снизу и сверху будут оставаться черные полосы. А вот с просмотром видео в форматах DVD или HDTV таких проблем не возникнет: изображение будет полноценным. Та же самая проблема может наблюдаться и в обратном случае – если на экран формата 4:3 вывести изображение в формате 16:9, сверху и снизу опять-таки будут черные полосы.

Главное достоинство формата 16:9 – значительное увеличение угла обзора. Именно поэтому домашние кинотеатры в большинстве своем выпускаются в формате 16:9, позволяя владельцу полностью оценить и качество изображения, и реалистичный звук. Главный же его недостаток в том, что формат 4:3 все еще является преобладающим, несмотря на все, казалось бы, плюсы 16:9, и, соответственно, значительная часть видеопродукции также предназначена именно для 4:3. Кроме того, выбирая один из двух телевизоров с равной диагональю, но разными форматами, следует учесть, что у телевизора с соотношением сторон 16:9 площадь экрана фактически меньше. Впрочем, недостатком в ситуации с телевизором это назвать трудно – площадь «рабочей поверхности» важна, к примеру, для монитора, а вот динамичное изображение куда лучше воспринимается именно в широком прямоугольнике. Еще один своеобразный «минус» телевизора в формате 16:9 – очевидная дороговизна в сравнении с традиционными телевизорами 4:3.

Интересна и взаимосвязь формата со спецификой человеческого зрения: в ситуации телевизора с большой диагональю края изображения смещаются в область бокового зрения, и в формате 16:9 это смещение куда более заметно. Логичное следствие – внимание зрителя концентрируется на центре, а края изображения остаются куда менее информативными.

Впрочем, вполне вероятно, что уже в ближайшие несколько лет именно формат 16:9 станет наиболее популярным. Одной из первых новый многообещающий формат приняла Япония – сегодня в этой стране практически не найти телевизора 4:3. В Европе формат 16:9 также стремительно набирает популярность.

12.05.2009 16:56
Рейтинг@Mail.ru