Круглый стол по итогам первого этапа Всероссийского конкурса молодых дизайнеров в Сочи
Автор: Дима Бабушкин
Теги: Бархатные сезоны в Сочи

Круглый стол по итогам первого этапа Всероссийского конкурса молодых дизайнеров, комментарии специалистов. Ведущий – известный аналитик моды, международный фэшн-эксперт, академик Национальной академии индустрии моды Александр Хилькевич (ГК "Жемчужина")

Александр Хилькевич:

Портфолио – один из основных инструментов, с которыми работает дизайнер. […] Есть портфолио коллекции - это как дневник коллекции, где показан весь путь создания коллекции, начиная от концепции, которую вы описываете словами, и так далее.

Совершенно другая вещь - это портфолио дизайнера. Для чего оно нужно? Когда молодой дизайнер пробует устраиваться на работу, встречается с будущими работодателями, портфолио дизайнера - это самое лучшее, самые яркие вещи, самые яркие коллекции, отображение каких-то самых сильных сторон, которые студент считает необходимым донести до работодателя, чтобы представить себя в самом лучшем свете и получить вот эту желаемую работу.

То есть это абсолютно два разных инструмента, и они готовятся совершенно по-разному. Конечно же, третий инструментарий - это система рекомендаций, благодарственных писем, отзывов и тому подобное. […] Вот это умение выстраивать коммуникации с работодателями, с партнерами, с теми людьми, которые так или иначе с вами взаимодействуют – это, на самом деле, тоже очень и очень большая, необходимая практика, которой вы должны овладеть.

В портфолио коллекции должно быть отражено то, как вы проходите весь путь от идеи создать коллекцию до готового результата. Портфолио создается не для жюри, портфолио создается не для преподавателя, портфолио создается не для того, чтобы стать каким-то продуктом, который мы потом поместим в музей – вовсе нет. Портфолио - это ваш помощник, это как дневник, в котором вы отражаете все основные этапы работы над вашей коллекцией.

О лучшем портфолио конкурса – работе Людмилы Никифоровой (Санкт-Петербург)

Лучшее портфолио, которое, я думаю, стоит всем посмотреть и, фактически, это готовое пособие как должно быть - это работа Людмилы Никифоровой из Санкт-Петербурга. В принципе, это прямое руководство к действию. Здесь мы видим соблюдение всех основных требований к данному инструментарию, к данному продукту. Мы видим само оформление этой работы, начиная с обложки, и дальше это поддерживается по всему вот этому буку, оно полностью соответствует образу коллекции.

Вначале у нас идут заявочные имиджи, которые так или иначе погружают нас в этот образ и подводят нас к источникам вдохновения, которые и послужили первоосновой этой коллекции. Затем – общее настроение в нескольких словах: не обязательно писать роман «Война и мир», вполне достаточно пяти-семи-десяти предложений максимум. Это страница, на которой автор описывает, что же он пытается своей коллекцией отобразить, донести – то есть это базовый вопрос, зачем он это делает, что он хочет в итоге получить.

На самом деле это не формальность, вот эта страница. Это очень важная вещь, поскольку она структурирует ваш мозг, вы понимаете, что же в итоге вы хотите сделать, для кого, на какой сегмент, для какого клиента, в каком образе - либо это будет минималистичный, либо реалистичный, классический либо фантазийный. То есть вот всю вашу концепцию вы должны сюда завести - и не для того, чтобы блеснуть каким-то остроумием или красноречием, здесь не нужно писать поэму или какие-то романы, здесь нужно писать максимально четко, прежде всего, для себя. Портфолио вы делаете для себя, это ваш помощник. Когда вы пишете этот текст, вы как раз-таки и пытаетесь структурировать в мозгу тот образ, которого вы хотите добиться.

Дальше, после того, как мы определились с концепцией, с общей образной подачей, мы работаем с цветовой гаммой. Цвета кореллируют с источниками вдохновения - и это не просто какие-то притянутые цвета, все должно выстраиваться в общую логическую систему. И дальше от цвета мы переходим уже к оптимальному подбору материалов. Опять же, естественно, здесь играет роль и фактура […], уже выдержанная в основной цветовой гамме, которую дизайнер выбирает для себя в качестве главной в работе над этой коллекцией

Сегодня необходимо решать и коллекцию, и даже отдельную модель комплектно – то есть это должен быть полноценный комплект, и в коллекции вы должны для себя выделять основной ассортимент, дополнительный ассортимент, аксессуары (в том числе и для дополнительного ассортимента). Для ассортимента прорабатывается своя цветовая гамма и, естественно, свои материалы. И мы видим, что по всему портфолио так или иначе, помимо основных разделов, идут дополнительные моменты оформления, которые постоянно художника, дизайнера возвращают вот к этой первооснове, от чего он отталкивается. У нас коллекция «Наследники Ричарда», это что-то из Средневековья, и в данном случае постоянно мы видим иллюстрации из времен Средневековья, которые как раз-таки позволяют дизайнеру не перейти границы, чтобы уже не нарушить вот эту целостность образа, о которой мы говорим.

После того, как мы решили с материалами, с цветовой гаммой, идет поиск форм через эскизы, эскизную подачу. Здесь эти эскизы достаточно схематичны, здесь нет фэшн-иллюстраций, и это правильно, потому что фэшн-иллюстрация и дизайн одежды - это две разные профессии. Совсем не обязательно, что, если человек красиво рисует эскизы, это автоматически означает, что он в будущем станет сильным, профессиональным дизайнером – вовсе нет. Уметь рисовать и уметь создавать реальную одежду – это совершенно две разные профессии. Не все дизайнеры хорошо рисуют и не все художники создают хорошо одежду.

Дальше пошла уже детализация: если первые эскизы схематичные, там больше внимания уделялось пропорциям, форме, где шире, где уже, какой силуэт, то дальше идет уже конкретная проработка. Мы видим, какие карманы, где молнии, как будут оформлены те или иные узлы, и мы имеем уже более детальное представление о том, что в итоге это будет за одежда.

Дальше мы еще больше углубляемся и идем уже к абсолютной конкретике, когда прорабатывается каждая модель с учетом полного рабочего эскиза данной модели - причем мы видим вид спереди и вид сзади. Как ни странно, многие молодые дизайнеры забывают, что они работают с трехмерным объектом - они ограничиваются в своих эскизах только видом спереди, но при этом забывают, что есть еще вид сзади, есть вид сбоку, в профиль. Это на самом деле очень большая ошибка. Здесь мы видим очень конкретное изображение - опять же спереди, сзади, могут быть еще дополнительно какие-то конкретные узлы, если нужно укрупнить. Это помогает потом переходить к конструированию - чтобы было понятно, как это будет конструироваться, декорироваться и тому подобное.

Не обязательно все стремиться делать самому. Вы сами должны делать только те вещи, те функции, которые у вас получаются наилучшим образом. Если вы хорошо конструируете – уделите внимание конструированию. Договоритесь с вашими коллегами - пусть они сделают вам, например, какую-нибудь вышивку, а вы взамен этого поможете с конструкцией. Не обязательно все делать самому, это нерациональная трата времени. Если у вас нет навыка, умения вышивать – то, конечно же, вы можете практиковаться, но, может быть, лучше все-таки объединить усилия и сделать хорошие вещи. Иначе у одного будет какой-то полуфабрикат, у второго будет полуфабрикат, но зато каждый будет ходить и гордиться, что вот он попытался сделать какую-то такую неудобоваримую вещь.

И здесь уже кроме абсолютно технического эскиза, в котором все должно быть максимально понятно – где карман, где молния, где пуговица, где что, где какая выточка и так далее – идет уже еще раз выкладка образцами материалов в том цветовом решении, в котором будет решаться непосредственно данный комплект. Здесь еще мог бы быть как раз-таки раздел, посвященный конструированию – то есть какие-то основные узлы и их конструкции – и дальше здесь уже мы видим, что у нас получилось в итоге. И уже конкретная работа фотографов, фотосессия. И в итоге мы говорим, для чего все-таки оно делается. То есть, когда вы готовите такое порфтолио, тем самым вы фиксируете каждую стадию прохождения коллекции - от разработки концепции, от источника вдохновения и заканчивая готовыми моделями. И когда у вас есть на руках этот документ, вы всегда можете его показать профессионалам, если вам нужно, допустим, посоветоваться с кем-то. Благодаря портфолио мы можем точно вычислить, на каком этапе у вас произошел сбой. Вот почему я говорю, почему это для вас необходимо это порфтолио а не для жюри, не для папы, не для мамы, не для истории, ни для кого – это только для вас. Для того чтобы вы смогли потом с преподавателем - либо с кем-то, мнению кого вы доверяете - еще раз пройти все эти этапы, и вам бы этот человек подсказал, что вот здесь у вас хромает конструкция, вот здесь этот узел вы доработали не так, вот здесь ваш эскиз не отражает того, что вы заявляли в своем образе.

Нужно идти от простого. Вы все больны концепциями, вы носитесь со своей якобы индивидуальностью, как курица с яйцом, но идти нужно от простого - от понимания базовых вещей, с которых все начинается. Усложнять можно до бесконечности, но начинать нужно с простого.

О портфолио Юлии Курганской и Маши Манкевич (Ханты-Мансийск)

Оба портфолио, по словам Хилькевича, уступают «образцовому» портфолио Людмилы Никифоровой – но их все же стоит отметить. «Сильная» сторона портфолио Юлии Курганской – страница с информацией о дизайнере, очень важный момент в любом портфолио. Однако портфолио нельзя назвать полным: «определенные этапы и моменты работы над коллекцией отражены, но многого нет» - в том числе очень важных, по мнению Хилькевича, этапов конструктивной и эскизной проработки. Та же самая ошибка – и у Манкевич: некоторые этапы работы над коллекцией в портфолио попросту не отражены. «Сильная» сторона портфолио – оформление и, в частности, использование рыбной кожи, которая была основным материалом и для коллекции. «Это создает тот образ, который мы уже можем проецировать и представлять характер, цветовую гамму, ассортимент готовых изделий – и это очень правильно», отмечает Хилькевич.

Наталья Дригант:

Меня порадовала, в общем, культура молодежи, подача коллекций, культура шитья. То есть это уже вещи вполне реальные: они сшиты, они на подкладке, кто-то позаботился о том, чтобы была цветная подкладка, то есть все это уже абсолютно настоящая вещь - в то время как семь лет назад было совсем плачевно на это смотреть.

В общем, динамика есть, и куда-то мы движемся. Порадовало то, что стали уделять внимание образу в целом - то есть аксессуары, кто-то об обуви подумал, у кого не получилось купить обувь или там сделать что-то, придумали даже накладки на обувь, которые завершали образ.

Общий уровень мне показался достаточно средним по всплеску эмоциональному - то есть не прозвучало такой нотки драйва. Потому что я ожидала от конкурса молодых дизайнеров заряда, честно говоря, хотелось тоже подзарядиться. Действительно, так происходит, что молодежь еще ничего не боится и, в общем-то, выдает эмоциональные всплески. Так вот в этом плане было достаточно ровненько.

Наиболее интересной мне показалась номинация креатив и проблема, которую еще сегодня не обсудили – соответствие номинации. Честно говоря, мне кажется, с пониманием слова casual сегодня проблем никаких нет, но почему то дизайнеры, которые выбрали номинацию casual, абсолютно ей не соответствовали. […] Это говорит о том, что нет изначального понимания. Все начинается с понимания: если ты не понимаешь, что ты делаешь, даже не стоит садиться и что-то там рисовать. Потому что мы идем на самом деле даже не от ткани, и не от эскиза, а идем от некоего анализа и от идеи, которая пришла нам в голову - что мы хотим сообщить миру. Потому что, так или иначе, профессия дизайнера заключается в том, что он художник, он сообщает миру свою точку зрения на какой-то процесс, происходящий в обществе, или на какие-то образы, но он хочет привнести что-то свое.

[…] Когда человек озадачивается этой профессией, вообще идет на этот путь, он должен для себя понять, зачем, ради чего он идет. То есть просто так вылезти, потому что это модная профессия и у тебя есть талант - тоже как бы перспективы нет никакой дальнейшей. Эта профессия - интеллектуальная. Дизайнер постоянно находится в зоне мыслительного процесса, постоянно идет анализ того, что происходит в мире, анализ людей проходящих - это постоянная, постоянная работа. И чем шире внутренний мир дизайнера, тем больше возможностей передать что-то свое, сообщить какое-то свое мнение. Поэтому, мне кажется, надо развивать себя. Это все очень взаимосвязано, потому что, на мой взгляд, творчество напрямую связано с внутренним развитием человека, это передача. Поэтому, когда мы видим какие то бескультурные вещи на подиуме, это говорит прежде всего о человеке.

Александр Хилькевич:

То, что вы делаете, конечно же, ваши коллекции – это, в итоге, ваше лицо. А когда мы видим, что коллекции скучные, они даже скучнее того, в чем выходит сам дизайнер, когда представляет свою коллекцию - ну зачем тогда вообще это все происходит? Вы понимаете, что такое одежда, что такое хорошо, что такое плохо - но почему же, умея подобрать одежду для себя, вы делаете те вещи, которые вы не понимаете, и в итоге они получаются абсолютно неинтересные, несуразные, формальные. А ведь это происходит потому, что процесс создания коллекций для многих из вас формален. Вы придумываете, вы не чувствуете, что такое современно, что такое хорошо. Ну и, конечно же, это вот этот общий культурный уровень, в котором вы должны постоянно, 24 часа в сутки работать.

Российские дизайнеры имеют более богатый потенциал от природы – вот им природа очень многое дает по сравнению с теми же европейцами, не говоря уже о китайцах. Российским дизайнерам дается от природы талант, очень много. Но когда вы этот талант не развиваете, как нужно, профессионально, не оттачиваете эти навыки – а этого не делает 95% российских молодых дизайнеров – вы протухаете.

Почему же более слабые европейцы достигают более высоких результатов? Они живут в другой среде. Дисциплина, конечно же, обучение, другая визуальная культура – это их вытягивает и помогает. К сожалению, у вас нет этих возможностей, часто вас окружают совершенно нелепые уродливые здания, некрасивая городская среда, и так далее. Это, конечно же, влияет, и поэтому вы должны в десять раз больше стараться увидеть красивое. Потому что красивая живопись, красивая одежда, красивые магазины, выставки, музеи – это пища для ваших глаз. Вот как для желудка нужно каждый день есть и пить, также и для глаз – чтобы ваш творческий потенциал постоянно чем-то подпитывался, у вас должна быть пища для глаз. А у меня сейчас складывается ощущение, что даже клипы MTV для вас это… вы этому времени не уделяете, хотя бы вот этой какой-то постоянно меняющейся картинке, которая создает какую-то динамику и дает современное чувство цвета. Все, что касается молодежных программ, MTV-шных программ - все это вы тоже должны просматривать. Неважно, не нравится вам музыка, вы выключите звук, но вы молодые люди, вы должны понимать, что происходит сегодня в мире, вы не можете сидеть в своей скорлупе и медленно в ней протухать. Нет, конечно же, это ваше право, но зачем, когда вам столько дано?

Безусловно, участвовать в конкурсах нужно.[…]Именно на таких, на реальных соревнованиях, на реальных конкурсах вы получаете и опыт, и возможность сравнить себя с другими, и конкретные навыки, как жить. Потому что это ваша профессия - как вы будете дальше жить, как дизайнеры, если вы не понимаете, что такое коллекции, если вы не участвуете в конкурсе? […] И не слушайте никого, участвуйте, пытайтесь любыми силами.

Кто-то говорит, что вузы не выделяют на это денег – но нигде в мире вузы не спонсирует своих студентов. Наоборот – студенты спонсируют вузы. И всегда, испокон веков, какое новое поколение ни приходит - по крайней мере, 90% это те люди, которые не имеют огромных миллионов и так далее. У всех есть денежные проблемы, и у всех студентов денежные проблемы - в любой стране мира и во все времена. Не было ни одного студента, который бы сказал, что у него хватает денег. Кто-то подрабатывает – подрабатывают в Европе, подрабатывают в Америке, подрабатывают в Китае. В России почему-то не любят подрабатывать – в России любят сидеть и жалобно скулить, что «вуз не дает денег, папа не дает денег, мы бедные, у нас ничего нет. Нам никто не дает, мы не будем участвовать – но мы хотим зато быть дизайнерами». Ну я вам скажу, что мода вообще-то - дело очень затратное, мода - дело дорогое. Особенно если кто-то из вас грезит, что на следующий день после завершения института откроет свою фирму, учредит свой бренд, зарегистрирует свою марку – простите, а на какие средства?

[…] С какой стати вам кто-то будет на что-то давать деньги, когда вы даже ничего еще из себя не представляете? А завоевывать вот этот авторитет, завоевывать свое имя – это, конечно же, участие в конкретных делах, создание конкретных проекций, это все на конкурсах и происходит. Тем более у вас в руках профессия, которая вас кормит. Вы же умеете шить, умеете конструировать – ну что, вы не можете найти двух-трех клиентов? […] Вы владеете той профессией, которой собираетесь зарабатывать, и не можете найти себе тех людей, для которых вы будете шить?

Не бойтесь участвовать - даже если вы не завоевываете какие-то места, вы завоевываете тот опыт, который никакие деньги вам не принесут. Потому что можно иметь деньги в руках, но, не имея опыта, не имея знаний, не имея навыков, они у вас уйдут сквозь пальцы и закончатся очень быстро.

14.10.2011 17:38
Рейтинг@Mail.ru