Роскошные "Вышивки России" на прошедшей VFW.

  • 3415
  • 0
  • 29 Октября 201010:33
Выставка "Вышивки России. Традиции и современность".

 

Государственное учреждение культуры города Москвы Музейно-выставочный центр «Музей Моды» c 20  по 25 октября  2010 года в рамках Volvo-Неделя Моды в Москве представил небольшую, но очень интересную экспозицию  «Вышивки России. Традиции и современность».

Вышивка является важным элементом декорирования костюма. Начиная с очень отдаленных эпох, вышивка встречается в одежде разных стран. Происхождение работы можно узнать по характеру рисунка и используемым цветам. На вышивках итальянских, греческих и испанских мастериц с конца XV века по XVII век, в основном, использовались нити пурпурно-красного цвета. Восточные вышивки, напротив, отличаются разнообразием цветов с примесью золота и серебра. Крестьянские вышивки славян, венгров и шведов также отличаются богатством красок. Главным образом здесь преобладают красный, синий и желтый цвета.

 В одежде богатого сословия чаще всего применялась вышивка по шелку и бархату. Церковное убранство декорировалось вышивкой по золотой и серебряной парче.

 Особое внимание во всех музеях мира уделяется экспонатам с применением вышивки золотой нитью. В XVII- XVIII веках это мастерство процветало в странах Европы, но с XVIII века промысел становится исключительно профессиональной сферой деятельности. В частных домах уже редко этим занимались, считая, что для настоящего мастерства требуется не менее девяти лет подготовки.

 Наталья Утевская, педагог золотного и лицевого шитья Школы ремесел при Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства отмечает: «Золотное шитье – это вышивание металлической нитью какого-то орнамента. На Руси появилось в X веке, после принятия христианства. В Византии вышивали только золотыми нитями.

В России первые русские вышивки делались только золотыми нитями, но это было очень дорого, и золотые нити стали заменяться металлом, который имитировал золото. Самые дорогие вышивки выполнялись позолоченным серебром. Поэтому с XVI века шитье стало называться не золотым, а золотным. Это было орнаментальное золотное шитье. Потом уже появилось лицевое шитье. Орнаментальное золотное шитье – церковное. Все ткани, которые "участвуют" в литургии, все облачения, все, что висит в храме, – это золотное шитье. Это всегда было только ручное шитье.

 Богатые вышивки выполнялись в княжеских и боярских домах. Хозяйка всегда стояла во главе своей мастерской. У нее была своя мастерская, светлица, в которой работали женщины-мастерицы и дочери хозяйки. Например, мы знаем, что жена Ивана Грозного Анастасия была прекрасной мастерицей, и царь дарил ее вышивки на Афон. Там они существуют до сих пор, это мы знаем совершенно точно. Женщины-мастерицы никогда не ставили на изделиях свои имена, и вот только начиная, где-то с XIV века, появились именные вышивки. Мы совершенно точно знаем вышивки Ксении Годуновой, дочери Бориса Годунова. Это вещи, которые есть в музее и которые мы можем увидеть».

 Для украшения народной одежды золотное шитье стало широко применяться, когда появились более дешевые позолоченные нити. Девичьи повязки, островерхие кокошники, круглые шапочки, сборчатые душегрейки, шелковые и кисейные платки расшивались золотными нитями, перламутром, мелким речным жемчугом, искусственными камнями. Такие вышивки в народном костюме дополнялись сверкающими парчовыми тканями на сарафанах.  До сих пор славятся мастерством русские золотошвейные центры - Городец и Торжок.

 В этом сезоне Музей моды в содружестве с Volvo-Неделей  Моды в Москве на выставке   «Вышивки России. Традиции и современность» представил историю  русского рукоделия.  Зрители увидели  любовно украшенные   мастерицами старинные  одежды  разных губерний и предметы  домашнего  обихода.  На  манекенах и в витринах  были выставлены  образцы  вышивок  России и народные  костюмы ХIХ века, принадлежащие  Музею художественных тканей МГТУ, а также   частным коллекционерам Татьяне Лопатиной, Сергею Глебушкину, Ольге Черниковой.                                                                                                             

 Интерес вызвали и «советские» вышивки на одежде, созданные  в 30-70-е  гг. ХХ века, предоставленные А.Петлюрой.  Необычны и виртуозны  вышивки одного из лучших  дизайнеров   северной столицы Т.Парфеновой, которая представляет модель их своей последней коллекции «Моника». Дух захватывает, разглядывая  богато орнаментированные  наряды   Haute Couture от  В. Юдашкина, художественного руководителя «Музея Моды».

Созданная  экспозиция  похожа на палехскую шкатулку: на черном фоне, как всполохи радуги,  яркими мазками звонкого цвета выделяются костюмы, которые вызывают неподдельное  восхищение. Выставка, созданная   усилиями сотрудников  Музея моды,  прослеживающая  связь времен и преемственность  поколений  мастеров вышивки, вызвала  большой интерес у посетителей VFW. Надеюсь, что представленная выставка будет способствовать  возрождению  традиций украшения костюма таким видом традиционного российского промысла как вышивка.

 

 

 

Комментарии

Мы будем вынуждены удалить ваши комментарии при наличии в них нецензурной брани и оскорблений.

Комментировать новости могут только зарегистрированные пользователи.