Женская шляпка всегда была в центре всеобщего внимания: мужской взгляд сам по себе останавливался на этом хитроумном сооружении из кружев, перьев, вуалей и парчи, а любая женщина не могла отказать себе в удовольствии раскритиковать наряд соперницы. А соперницей, естественно, являлась любая присутствующая женщина... так что шляпка просто по факту своего существования была обречена на любовь и ненависть. И это при том, что ее история не так уж и значительна по сравнению с другими традиционными предметами дамского гардероба.
Нет,
конечно, капризные особи
женского пола испокон века
прикрывали чем-то свои нежные
макушки от лютых морозов и
палящих лучей солнца. Это были
меховые капюшоны, вуали, шарфы,
шали и прочий подсобный
материал. Иной раз все это
принимало чрезвычайно
уродливые формы. В средние
века, например, утонченные
(если судить по блистательным
портретам старинных мастеров
кисти) европейки... брились
наголо, чтобы вместо шляп
носить причудливые, огромные
парики из крутых напудренных
буклей. И воздушные вуали с
этих изысканных портретов на
самом деле было довольно
плотными кусками своеобразной
ткани, накрахмаленной до
состояния современной
оцинкованной жести.
В определенном смысле женская шляпка, которая более-менее похожа на современные образчики модистского искусство, -- это дитя Французской революции, которая, как любой переломный момент в истории человеческого общества, повлияла на все вокруг. Изменился общественный строй, мораль, человеческие отношения - изменилась и мода. В итоге - всплеск интереса к такому не очень популярному ранее предмету дамского туалета. В это время дамскую шляпку уже нельзя не заметить. Именно они начинают формировать облик дамы нежной, воздушной, изящной, яркой. В общем, облик Прекрасной Дамы.
Уже начало XIX века стало настоящей эпохой Возрождения в шляпном искусстве. Один модный фасон стремительно сменялся другим (иной раз до 30-ти моделей за сезон) -- большие поля, маленькие поля, в стиле античных богинь, в стиле французских пейзанок... Часто общими для всех оставались лишь так называемые мантоньерки - завязки под подбородком, которые делали из шелковых лент. В России же были особенно популярны мантоньерки из кружев ручного плетения (из неокрашенных шелковых нитей, называемых за элегантный золотистый цвет блондами - от французского "blonde"). Но это не значит, что мантоньерки были просто скучными шнурками для поддержания шляпы на голове. Это было кружево, ленты, оборки, которые обрамляли личико и делали шляпку по-настоящему кокетливой.
К середине XIX века мода на головные уборы для дам готова была удовлетворить любые вкусы. Шляпа классической формы с полями постепенно уступала место разнообразным оригинальным фасонам. О, это просто бурный всплеск фантазии. Изобилие рюшек, искусственных цветочков и кружавчиков украшало чепцы - хорошо нам известный по портретам русских дам головной убор. Носили его только замужние женщины, только днем до выезда на бал или в театр.

В это же время огромную популярность в России завоевывает берет (помните, в чем блистала на балу Татьяна Ларина?), но тоже в основном как деталь именно бального туалета. Береты, как и тюрбаны, шили тогда из очень дорогих тканей - бархат, парча, лионский шелк - и украшали так называемым аграфом (застежкой из золота с драгоценными камнями).
Вообще, большинство из этих головных уборов для России были пришлыми, мигрантами, завезенными взыскательной публикой либо с Запада, либо с Востока. Даже названия их сплошь иноязычные (кстати, само слово "шляпа" произошло от немецкого schlappe - головной убор, сохраняющий устойчивую форму), как, впрочем, и само название специалистов этого дела - модисток.
Конец
XIX века и начало XX века пришли с
научно-технической революцией,
которая, как до этого
Французская революция,
перевернула все вверх дном.
Новые технологии, с одной
стороны, механизировали,
следовательно, удешевили
процесс поизводства (кстати,
именно в это время хорошие,
качественные шляпки
становятся доступны средним
слоям населения и перестают
быть привилегией лишь очень
богатых), а с другой стороны,
позволили ярче воплощать
фантазии мастеров.
Консервативно настроенные дамы в возрасте (а таковыми считались замужние женщины немного за сорок) предпочитали такие же консервативные модели, но с небольшим модным украшением. Выбор их, как правило, останавливался на домашних вариантах чепцов и на так называемых куафюрах (кружевных сложных сооружениях с "фалдами" на затылке) для балов. Более раскрепощенные барышни отдавали предпочтение совершенно невероятным изысканным произведениям шляпочного искусства. Только представьте такое на своей голове: "Дамская шляпа-капот из бронзового муара с золотым узором, поля гарнированы маленькой диадемой из белога галуна с золотом. Посередине головки золотистая птичка с белым марабу..."
Время шло, менялся образ жизни, а вместе с ним менялась и мода. Изысканные шляпки все чащу уступали место более демократичным головным уборам, которые позволяли современным женщинам, активно вторгающимся в деловую и общественную жизнь, вести энергичный образ жизни. Представьте себе сами: как можно бегать по профсоюзным стачкам в тюрбане из натурального китайского шелка с россыпью бриллиантов на темечке. Ритм жизни, новое место в ней женщины выставляли свои требования к одежде. Шляпа в классическом понимании этого слова стала уделом театра, кино, светских дам, не отягощенных заботами о домашнем хозяйстве и беготней по магазинам. Однако в этом узком секторе высокой моды создавались настоящие шедевры и творили истинные мастера.
Законодателем, естественно, оставалась Франция. Все самые шикарные леди мира одевались у французских модисток. Или модистов... Мужчины, как ни странно, тоже блистали на этом поприще.
Жак
Бартэ родился в 1930 году в
Беарне. После обучения в школе
изящных искусств в Тулузе он
прибыл в Париж и начал работать
в одном из домов моды. Уже в 1960
году он открыл первое
собственное ателье по
изготовлению шляп. В этот
момент он поддался на уговоры
одной из див французской сцены
и принял ее совершенно
безумное предложение -
восстановить множество
головных уборов для Ballets Batucada...
в течение всего трех суток.
Молодой мастер блестяще
справился с этим заданием и
сразу же вошел в число звезд в
своем деле. Его услугами
пользовались многочисленные
кинозвезды, в том числе и
ослепительная Софи Лорен,
которая играла в нескольких
фильмах именно в его шляпах.
Если
Жан Барте тяготел к
классическим шляпам и звездным
головкам, то Мари Мерсье видит
шляпы, шляпки и шляпочки
непосредственно предметом
творчества. Она прошла богатый
жизненный путь. После изучения
истории искусств и археологии
она занимается живописью,
потом журналистикой. В 1987 году
она открыла первый свой бутик,
где изготавливала и продавала
шляпы. Ее авторские коллекции
"Ноель на пляже", "Алиса в
стране чудес" и другие
поражали буйством фантазии. Ее
фантастические шляпки
обольщали, соблазняли, пленяли,
совращали и кружили голову.
Мари могла воплотить в ткани и
фурнитуре самые забавные,
странные, сумасбродные идеи
своих клиенток и тем самым
заслужила их пламенную любовь
и признательность...

С другой стороны, на подиуме множество известных дизайнеров одежды по-прежнему представляют в своих коллекция разнообразные шляпы, уровень изготовления которых таков, что неизменно хочется писать это слово с большой буквы. Кстати говоря, современные российские дизайнеры почему-то в основном избегают "шляпных дел". Пожалуй, только Слава Зайцев неизменно выводит на подиумы моделей, чьи головки украшены причудливыми конструкциями, символизирующими дамскую шляпку в представлении мудрейшего российского кутюрье.
Мода
2001-го года, провозгласив
главным лозунгом начавшегося
тысячелетия возврат к корням и
активно эксплуатировавшая
ретро-идеи, естественно, не
могла обойтись без этого
предмета туалета. Ну, как можно
показывать модели в стиле
элегантных 60-х и обойтись без
маленькой шляпки? Или как можно
забыть об изящных шляпках а-ля
Шанель с вуальками? Кстати,
дизайнеры Дома Шанель сами же и
представили такие шляпки на
одном ил весенних показов. А
Соня Рикель, тоже не оставшаяся
в стороне от повального
увлечения делами давно
минувших дней, представила
шляпки с опущенными полями в
стиле 30-х годов.
В целом же Высокая мода также разделилась на направления. Кто-то показывает вызывающую роскошь (например, работающий для дома "Dior", итальянец Джон Галлиано создал шикарные шляпы, украшенные цветами и перьями), а кто-то создает подчеркнуто утилитарные модели (британец Антонио Берарди предложил, скажем, мягкие комфортные кепи с большими козырьками, а его соотечественник Жульен МакДональд - такие же мягкие комфортные береты).
А вообще-то,
именно на головных уборах,
которые часто и не
воспринимаются всерьез
широкой публикой,
"отрываются" настоящие
мастера. Александр МакКуин
недавно предложил дамам носить
военный кивер с плюмажем и
металлическим черепом вместо
кокарды, а Аркадиус для
осенне-зимней коллекции этого
года подготовил модели,
напоминающие перевернутые
тарелки с украшениями в виде
металлических прутьев или
веток кораллов. Изысканно и
совершенно нефункционально. Но
ведь нельзя забывать, что
искусство Высокой моды оттого
так и называется, что позволяет
вдохновению иной раз одержать
победу над здравым смыслом. А
шляпки? Они будут всегда,
потому что они есть воплощение
женского кокетства,
ветренности, элегантности и
непредсказуемости.
Галина ЮДАХИНА.
Специально для Intermoda.Ru