Статья была опубликована в 2004 году в журнале серии Потебитель
Косметика & парфюмерия
Здравствуйте, дорогие мои читательницы. Прошло два месяца, и пришло время продолжить наше общение. Лето всегда отличается некоторым затишьем в работе, и потому разговор про ваши письма мы начнем со следующего номера, а пока я хочу рассмотреть тему, по которой я получаю наибольшее количество вопросов и на которые невозможно ответить односложно. Речь у нас сегодня пойдет о стилях и шаблонах, с которых принято копировать образы.
Сразу хочу обратить ваше внимание, что слово «стиль» используется: 1) в том случае, когда мы говорим о собственном неповторимом стиле отдельного человека и 2) в том случае, когда речь идет о популярных и общеупотребимых стилях, как-то: деловой, спортивный, романтический.
Следует различать эти значения, и две девушки, одевающиеся в спортивном стиле, могут при этом иметь очень отличающиеся собственные стили. Смотрите, ведь каждый из нас ходит на работу и многие в офис (деловой стиль), большинство людей сейчас посещают спортклубы (спортивный стиль) и ездят на природу (стиль выходного дня или casuale), и это не значит, что ни у кого из них нет своего стиля, а все скачут между общеупотребимыми. Просто у одной ее «романтический» может отражаться на спортивном и деловом, а у другой ее деловой может быть весьма близким к спортивному. Про собственный стиль мы с вами уже говорили ранее, а сейчас я хочу рассказать, как обстоит дело с общеупотребимыми и популярными стилистическими направлениями.
Считается, что стилист работает со стилями. Ну, допустим. Когда я начинала свою трудовую деятельность на этом поприще, мне показалось, что самый простой и правильный путь — это найти описание составляющих всех стилей и научиться их применять. Чего проще — найти описание таких часто употребимых стилей, как «спортивный», «деловой»?! Не тут-то было! Я перерыла горы журналов, старых и новых! Энциклопедии и истории моды! Книжки и книжищи! Почти безрезультатно. Единственное, что содержало более или менее структурированную информацию по стилям, — белые глянцевые переводные немецкие книги, например, из серии «Подруга». Надо сказать, что немцы самые рациональные и логичные в этом смысле. У них огромная школа каталожных съемок для такой маленькой страны: все эти «Отто», «Квелле», «Апарт»... Взять хоть их образование — по профессии фотограф или парикмахер у них есть возможность учиться в официальных учреждениях до 7 лет! И их стилисты наиболее «заточены» под доведение модных образов до сознания простых граждан. Со свойственной немцам щепетильностью они отлично раскладывают по шагам все действия по созданию красоты. Так что немецкие первоисточники я вам рекомендую.
Но я постепенно поняла и сама, что бесполезное это дело — пытаться объять необъятное, а почему я считаю это необъятным, объясню позже. Остановимся на том, что слово «спортивный» подразумевает наличие элементов, имеющих «родственные отношения» со спортивной одеждой и со спортом в общечеловеческом понимании этого слова. Ведь если сейчас ботинки спортивного стиля напоминают кроссовки или кеды, то где гарантия, что через 5 лет они не станут напоминать лыжи или коньки?
Со временем меняются представления о содержании понятия «спортивная одежда», и элементы стиля также претерпевают изменения. Со всеми другими — деловыми, романтическими — та же история. Главное, чтобы элементы образа имели что-то общее с ключевым словом.
И еще. Давайте остановимся на том, что для каждого человека объем понятия «такой-то стиль» будет измеряться его личным визуальным опытом (который я, кстати, настоятельно рекомендую обогащать). Взять хотя бы тот же спортивный стиль! У кого-то оно ограничено тремя полосками «Адидаса», а в Англии начала века одежда для спорта выглядела так, что современному человеку и в голову бы не пришло назвать ее спортивной! И несколько историков костюма, думаю, об этом знают.
По сути, названия этих шаблонных стилей появились исходя из образов, наиболее понятых и узнаваемых как можно большим количеством людей. Эта узнаваемость важна, если мы говорим именно о стиле как неком шаблоне. Я уже говорила о социализации, и в этом ключе, если вы хотите быть понятой, а не осмеянной, стоит поинтересоваться, насколько окружающие знакомы с образами, выбранными вами как стилеобразующие.
Как-то мне довелось участвовать в съемке каталога рабочей одежды. Фирма-заказчик занималась размещением заказов на специальные рабочие костюмы на всех фабриках бывшего Союза. Так вот, если «костюм медработника» я еще могла без посторонней помощи найти на стойке с одеждой, то «костюм энергетика» так и остался для меня загадкой. На мои отчаянные просьбы объяснить мне, чем он отличается от, например, «костюма грузчика», мне сказали, что «он фазу держит». Для меня как стилиста ответ исчерпывающий и выглядит как «ничем», а для электрика, работающего с этой самой фазой, — это вопрос жизни, но к стилю он отношения не имеет, потому как большинству людей незнакомы особенности работы энергетиков. Так что униформу энергетиков весьма сложно взять за основу стиля — уж больно она непопулярна и неузнаваема. Не станете же вы вешать поясняющие таблички себе на грудь! Или если вы, например, решите одеваться как ваш любимый киногерой, образ которого не популярен да еще отличается экстравагантностью, то не ждите понимания, вам будет сложно объяснить коллегам, что «это у меня стиль такой». Хотя всегда существовали люди, не сильно задумывающиеся о том, «что другие скажут». Некоторые из них были признаны «городскими сумасшедшими», а некоторые впоследствии становились иконами стиля.
Может ли человек придумать, явиться прототипом для шаблонного стиля? Да, конечно, каждый человек может свой стиль сделать узнаваемым и даже закрепить его в сознании масс как шаблон. Особенно это легко сделать фигурам общественным — актрисам, политикам. Тот же самый костюм энергетика, имей он более яркие и характерные детали, можно запросто возвести в каноны стиля — было бы желание!
Всем известен пример Марлен Дитрих. Именно ее именем называют стиль, когда женщина использует в своем гардеробе элементы строгого мужского костюма. Но и наиболее распространенные картинки из воспоминаний каждого человека, рожденные в процессе получения жизненного опыта, можно назвать стилеобразующими — девочка-подросток, школьница, ведьма, фея и пр. Каждый может понять, какие атрибуты у этих образов, и хоть в жизни никто фею и не видел, стереотип, навеянный фильмами и книжными иллюстрациями, сидит в памяти каждого. Например, мой друг однажды на вопрос «как я выгляжу?» ответил: «Как американская домохозяйка». Вот вам и название стиля. Шаблон, навязанный американским кинематографом. Кто что подумал? На мне была длинная серая юбка в мелкий цветочек и светлый свитер большого размера. Или, например, я однажды описывала своим друзьям как выглядела преподавательница живописи и, не задумываясь, использовала такой оборот: «смешная художница в своей дурацкой шапочке». Мои друзья теперь так и называют... этот стиль. У каждой эпохи свои шаблоны, а последующие поколения, равно как и предшествующие, могут и не знать об их существовании. Например, какие ассоциации у вас вызывает фамилия Флинт? Вот у родившихся в 80-е ассоциации однозначны — солист (фронтмен) группы «Продиджи» (извините за русские буквы, но так оно звучнее), истошно кривляющийся, пропирсингованный паренек с двумя «рожками» из волос зеленого цвета. А фамилии Вертинский или Холодная людям этого поколения вряд ли что-то скажут.
Повторю, что собственный стиль может сочетать в себе несколько образов из разных общеупотребимых стилей, объединенных и оформленных индивидуально. Этой весной я видела женщину 35 лет, которая одела на работу в офис (в пятницу) белую блузку, черную кофточку и красную клетчатую юбку в складку (не мини), а в довершение всего были плотные колготки и туфли без каблука с застежкой на ремешке. Вещи сами по себе дорогие и покупались отнюдь не в «Детском мире», смотрелось все довольно строго и благопристойно, но не у меня одной родилась ассоциация с образом школьницы.
А между прочим, эти туфли замечательно смотрелись бы на ней летом с платьем-японкой, и никаких ассоциаций с «Детским миром» не вызывали так же, как и будучи надетыми с костюмом, в котором юбка до середины икры. Такое путешествие вещей среди образов вполне нормально и даже необходимо. Совсем не обязательно, что вещи для спортивного стиля продаются только в спортивных магазинах, а обувь для японского стиля — в японских лавках. Если вы когда-нибудь обращали внимание на съемки моды в журналах типа «Вог» или «Базар», то наверняка удивлялись тому, как стилисты придумывают темы для съемок, используя вещи из последних коллекций. Порой диву даешься — какой фантазией надо обладать, чтобы скромные туфли из рыжей кожи подать как клоунские ботинки для съемки на цирковую тему! И вот уже блуза от Лакруа — это костюм Арлекина, а сапоги от Гуччи — обувь Карабаса-Барабаса или дрессировщика львов!
А ведь сами дизайнеры совсем иначе подавали свои вещи на показах. Женщины, купившие эти вещи для себя, найдут им, быть может, совсем другое применение.
Наиболее употребимые варианты находятся где-то между деловым и романтическим образом со всевозможными отклонениями на тему «и в пир, и в мир, и в добрые люди». Мало кто из потребителей даже именных дизайнерских вещей позволяет себе шаги в сторону от понятных всем образов.
Боязнь быть неправильно понятым — это не узость мышления и не слабость, а трезвый расчет. В мире, где правит Его Величество Первое Впечатление, очень трудно себя заставить пойти наперекор общественному мнению и поставить над обществом эксперимент «поймут, не поймут». Подобные эксперименты «на ура» принимаются в шоу-бизнесе. Там, как говорила моя бабушка, чем чуднее, тем моднее.
Так ли важно четко выдерживать заявленный общеупотребимый стиль? И вообще зачем его выдерживать? Это все те же вопросы отношений в обществе. Считается, что все привыкли к виду образа-шаблона, и если вы одеваетесь, соблюдая его законы, то вас сочтут обладательницей хорошего вкуса. Получается, что хороший вкус — это знание примерного набора атрибутов выбранного образа, причем сам образ должен быть максимально доступным оценивающим его людям. Неужели все так просто? В общем-то да, но со временем это может наскучить. В начале статьи я говорила, что тоже думала о простом жонглировании элементами одного стиля. Возьмем для примера скромного служащего. На первом этапе развития им своего вкуса — да, так и происходит. Но вот деловой костюм ему никак не удается снабдить элементами спортивности. Человек познает новые «фишечки» и «примочечки» в его любимом, например, спортивном стиле, которые уже стали понятны окружающим и — ура! — позволяет себе надеть деловой пиджак на молнии, зажмурясь перед входом на работу. К этому моменту моде на молнии в деловой одежде может стукнуть пятый год. Но нарядись тот же человек в подобный пиджак пару лет назад, и вместо завистливых взглядов сослуживцев его бы встречало недоумение в глазах окружающих и покручивание пальцем у виска вслед. Есть чем рисковать, ведь мнение сослуживцев — это сила. Так что допускать нововведения в свой стиль надо весьма осторожно. Но вот так, по чуть-чуть впуская перемены в свой сложившийся образ, наш герой будет совершенствовать, оттачивать свои знания о спортивном стиле и применять их в деловой и повседневной одежде. Его, может, и не сочтут модником, но в наличии вкуса и чувства меры ему не откажут.
Гораздо сложнее тем, кто решил выразить свою индивидуальность, пропагандируя нечто личное и мало употребимое. Хотя у Ренаты Литвиновой это, мне кажется, вполне получилось.
И еще пару слов не могу не сказать об эклектике, столь популярной сейчас. Если раньше надеть футболку под костюм было вопиющей безвкусицей, то нынче верхом стильности среди молодежи считается надеть под пиджак в полоску майку баскетболиста с номером на груди. Разумеется, речь идет не о папином сером поношенном пиджаке и не о китайской кривой майке. Если вы решились на эксперименты с эклектикой, то к каждой отдельной вещи этого «коктейля» не должно быть никаких претензий. Как говорят про приготовление пищи, «если вы берете плохие продукты, то не рассчитывайте, что у вас выйдет хороший салат».
Итак, дорогие читатели, надеюсь, у вас больше не будет возникать вопросов, наподобие «сколько стилей существует?» или «где найти перечень всех стилей?». И тут разрешите прерваться. До следующего номера.
••• С курортным приветом, Ира ГОРБУНОВА •••
iragorbunova@mail.ru