Изменение покупательских стратегий в fashion-ритейле

  • 1882
  • 0
  • 13 Сентября 201010:49
Россияне по-прежнему больше половины своих доходов тратят на продукты питания.

Мода – это не только способ зарабатывания денег, это сложный процесс изменения культуры потребления.

Все мы помним вещевые рынки начала 90-х гг., когда неискушенный покупатель отоваривался ярким кустарным ширпотребом из Китая и других азиатских стран. Затем, с увеличением информации о тенденциях в моде, с появлением современных форм торговли, развитием уровня обслуживания, с более широким знакомством с культурой и образом жизни людей в других странах, сознание, а вслед за ним, и культура потребления стали меняться.

В Советском Союзе было известно около десятка зарубежных брендов, в 90-х гг. уже более 50-ти. Сегодня россияне знакомы фактически со всеми мировыми брендами. Эксперты отмечают, что уже трудно отличить магазины за рубежом и в России.

Однако отличие стратегии потребления россиян от западного остается неизменным: мы тратим на продукты питания самую большую часть своих доходов – до 56%! Заметим, что в Австрии этот показатель составляет всего 13%. Конечно это не означает, что австрийцы хуже питаются, просто доход у них значительно выше.  

Еще в 2008 году потребители тратили больше, чем могли себе позволить, за счет доступных кредитов, но в период кризиса, люди стали намного осторожнее, предпочитая откладывать деньги  прозапас. Специалисты оценивают этот показатель, в среднем, до 13% от совокупных доходов семьи.  

Исследования компании Jones Lang LaSalle демонстрируют, что, несмотря, на устойчивый рост доходов россиян, в феврале 2010 он составил 8,1% по отношению к тому же периоду 2009 года, рост розничной торговли составил в Москве 2,7%, а в регионах – 0,8%.

На Russian Fashion Retail Forum RFRF 2010, проходившем в рамках сентябрьской CPM, прозвучало несколько авторитетных заявлений на эту тему.  Так в своем выступлении, декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса ГУ-ВШЭ Татьяна Комиссарова, привела следующие интересные данные:

Стратегия потребительского поведения в Москве:     в 2009 г.      в 2010 г.      в 2011 г.

·         Покупать стали реже                                       56%            39%              38%

·         Покупать стали на распродажах                        7%             41%              40%

·         Покупают за границей                                     20%            30%              25%

Стратегия потребительского поведения в регионах:

·         Покупать стали реже                                       65%             62%              64%

·         Покупать стали на распродажах                        2%              27%              32%

·         Покупают за границей                                     12%             17%              13%

Основными причинами отказов от покупки называются следующие:

·         Высокая цена                                                  60%             50%              50%

·         Снижение заработной платы                             40%             35%              40%

·         Приоритет других покупок                                20%             11%              12%

·         Снижение качества одежды                                20%             27%              35%

·         Отсутствие необходимости в новой одежде           19%              6%               7%

В 2010 году покупатели отмечают и такие причины отказа от покупки:

  • Продавцы намеренно держат завышенные цены;
  • Неправильное соотношение цена/качество;
  • Хамский сервис.

Покупатели делают свой выбор при покупке одежды, основываясь на следующих чаще всего встречаемых показателях:

1. Цена (24%);

2. Потребительские качества (21%): легкий уход, безопасность, сохранение вида и формы;

3. Эмоциональные качества (19%): радость от покупки, ожидание реакции окружающих на новинку, современный дизайн;

4. Функциональные качества (16%): многофункциональность, комбинаторность;

5. Известность бренда (10%).

Екатерина Степанюк, менеджер по развитию исследовательской компании ГФК-Русь, в своем докладе «Направление изменений потребительского поведения в 2008-10 гг.» привела следующие интересные данные:

Уровень средней заработной платы в России составил:

  • В 2008 году – 15 500 руб.;
  • В 2009 году – 15 000 руб.;
  • В 2010 году – 17 000 руб.

Следует учесть уровень инфляции, составившей 8% и девальвацию рубля на 30%.

В первую очередь россияне стали экономить на одежде и обуви, затем на косметике и парфюмерии, мебели, и в самом последнем случае – на продуктах питания.

Чаще всего в 2010 году совершаются покупки на вещевых рынках (53%), в крупных торговых центрах (16%), в универмагах (8%), а в интернет-магазинах россияне предпочитают пока покупать электронику. Хотя доля интернет-продаж одежды и обуви неуклонно возрастает.

Исследователи Jones Lang LaSalle заявляют, что в 2009 году количество человек, совершающих онлайн-покупки как минимум раз в месяц, выросло с 27% до 52%, а количество активных потребителей - с 9% до 19%.

Итак, кризис изменил картину потребления в нашей стране. Потребитель демонстрирует сдержанность и избирательность, что необходимо учитывать в своих стратегиях развития fashion-ритейлу. Удовлетворение насущных потребностей своего сегмента покупателей – является главным условием успешных продаж.

Комментарии

Мы будем вынуждены удалить ваши комментарии при наличии в них нецензурной брани и оскорблений.

Комментировать новости могут только зарегистрированные пользователи.

Отличный материал, Елена! От одного из спикеров на СРМ тоже это мнение услышала (можно потом в моей статье прочитать, ссылку сброшу)
Спасибо за лестную оценку. Особенно приятно услышать это от коллег-профессионалов.