СТИЛЬ или МОДА?

  • 4247
  • 3
  • 11 Января 200916:26

Статья была опубликована в 2004 году в журнале серии Потебитель
Косметика & парфюмерия

... В прошлом номере «Стиля и моды» мы начали разговор о том, что внешность — это код, система сигнальных знаков для себе подобных, что, выбирая эту систему, мы ориентируемся на свое чутье, а помогает нам в этом выборе честный ответ самому себе на вопрос «Что же для меня счастье?».

Разговор о счастье возник оттого, что совершенно очевиден факт взаимосвязи жизненных приоритетов человека и его внешнего вида. И если вы ставите целью жизни удачно выйти замуж, то ваш образ во всех жизненных ситуациях не будет похож на образ человека, мечтающего о спортивной карьере. Также считаю важным напомнить, что я не берусь за раздачу советов «белое не носить, обтягивающее не надевать», а ставлю целью рассказать о механизмах влияния вашей внешности на вашу жизнь, и наоборот. Хочется повторить, что от вас мне хочется видеть готовность подойти к вопросу своей внешности осознанно и не уповать на мифических стилистов.

Почему я называю стилистов «мифическими», если сама же им являюсь? Да потому, что желающих разобраться со своей внешностью гораздо больше, чем желающих им в этом объективно посодействовать, а не просто добыть денег, используя модное слово. Кто нынче не стилист? Каждый, кто получил бумажку с надписью «Прослушал курс по...», уже считает себя вправе давать советы по тем или иным вопросам имиджа и стиля. Но есть тенденция: чем больше новоиспеченный стилист работает с клиентами, чем чаще он дает советы, тем больше понимает, что он не Господь Бог, и постепенно отходит от консультирования, сосредоточившись на оказании конкретных услуг из более прикладных областей — прическа, макияж, моделирование одежды. И снова место вакантно, и на него приходят новые юные дарования, считающие себя в состоянии всех осчастливить. Потому, если мы оглянемся, то обнаружим, что практикующих стилистов буквально нет совсем. Есть фирмы, предлагающие некие услуги по подбору цветовых сочетаний, или курсы «как удачно выйти замуж», но стилистов в том понимании, какое я вкладывала в описание этой профессии в прошлой статье, нет. Говорят, что некоторые продавцы бутиков, долгое время подбирающие постоянным клиентам одежду, впоследствии переходят к ним в личные стилисты. Есть профессионалы, занимающиеся образами поп-звезд, но их специфика не годится для повседневной жизни. Есть стилисты, продающие свое видение глянцевым журналам. Они создают образ-настроение для конкретной модной фотосессии. Их услуги тоже не годятся для нашей с вами ситуации. Вот потому я и занялась вопросом, каким образом человек, желающий улучшить свою внешность, найти свой стиль или изменить что-то в привычном имидже, мог бы самостоятельно это осуществить.

В этой статье мне хочется продолжить рассказ о поисках своего стиля. Но пока еще рано говорить о каких-то алгоритмах, применив которые вы сразу станете стильной и неотразимой. Для начала нужно понять, все ли так плохо на самом деле и действительно ли вам необходимо срочно что-то менять. А если уж менять, то что именно подвластно внешним метаморфозам, а что требует глубинной проработки на уровне психики. Сегодня много слов будет сказано о ВКУСЕ.

Но сперва давайте разделим два понятия — стиль и имидж.
Стиль. От греческого «стилос» — палочка для письма. Позже этим словом стали обозначать почерк как таковой. Слово «почерк» мы и сейчас используем в образной речи, заменяя им слово стиль. Равнозначны фразы: «Ну, это его почерк!» и «Ну, это в его стиле!». Получается, что стиль — это ваше личное, кровное и выстраданное качество, сменить которое вряд ли удастся.

Имидж переводится как «образ». Это та самая вещица, которую и можно менять. У одного человека может быть много разных образов, объединенных его стилем. Мы можем менять образ хоть каждый день или даже несколько раз на дню. Мать и жена, кормящая семью завтраком, — утром, серьезная деловая женщина — днем, активная веселая спортсменка — вечером, сексуальная кошка — ночью. Но и каждый из этих образов тоже можно изменить, не изменяя себе. Об этом позже.

При некоторых обстоятельствах мы можем легко заменять эти слова друг другом, без утраты смысла, но в некоторых вопросах стиль и имидж — действительно разные вещи.

Сейчас поясню. Если ваша сослуживица, сторонница классического делового стиля, придет на работу в спортивном костюме и кроссовках, а вы скажете: «О! Ты сегодня в другом стиле!» или «О! Ты сегодня в другом имидже!», и то и другое имеет смысл и не будет ошибкой. В первом случае у вас получилось, что коллега сегодня следует спортивному стилю, а обычно она, подчиняясь правилам, ходила в деловом. И с имиджем тоже будет правда, так как коллега обычно придерживалась делового образа, а тут вдруг появилась в спортивном. То есть появилась в образе, относящемся к другому стилю. В данном случае не обсуждался вопрос ее личного стиля вообще, а лишь частный случай.

Но вот высказывания о том, что вы хотите поменять стиль, возможны только в случае, если раньше у вас был чей-то чужой стиль, а теперь вы хотите использовать свой. Высказывание: «Хочу поменять свой стиль!» звучит примерно так же, как: «Хочу перестать любить свинину и начать любить овощи. Помогите мне в этом!». Вопросы личного вкуса не подвластны решению извне.

Ведь это ВАШ вкус. Так и стиль — часть нас самих. Поменять его так просто не выйдет, да и нет смысла. Ведь стиль — величина постоянная, и обусловлен он вашим вкусом. Если мы говорим именно о вашем стиле, то речь идет и о вашем вкусе. Не о моде, не о том, что скажут соседи, а о том, что любите вы, что приятно именно вам, что будет вам по вкусу. И фраза Коко Шанель «Мода уходит, стиль остается» как раз об этом.

RRR

Мой опыт показывает, что индивидуальность человека выражается в его вкусах.
Что читает, какие фильмы смотрит, какие продукты ест, какие у него друзья (скажи мне, кто твой друг). И я всегда возвращаю клиентов к мысли, что его вкус — это фундамент, на котором стоит его личность. (Из психологии нам известно определение «Личность — совокупность индивидуально отражаемых социально значимых черт, итог развития индивида».) Именно свою индивидуальность и выражает человек как личность своим стилем.

Я говорю о том, что вкус определяет стиль. Но если вам по вкусу ходить летом обнаженной, то у вас могут возникнуть разногласия с блюстителями правопорядка. Ведь существуют еще и внешние факторы, влияющие на вашу возможность проявлять через внешность свою индивидуальность.

Есть такое понятие — «социализация». Это процесс подстройки человеком своих природных проявлений под те, что приняты в данном обществе. Все мы знаем исторические факты о том, что в разных странах в разное время существенно разнилось понятие «что такое хорошо и что такое плохо» в отношении внешности. Одни ноги бинтовали, другие считали неприличным носить нижнее белье. И всегда кому-то эти правила нравились больше, а кого-то выводили из себя. У вас наверняка найдутся пара-тройка знакомых, которые считают, что они родились не в то время. Некоторые люди с удовольствием бы носили наряд мушкетера или платье Екатерины II. Но в наше время это бы выглядело странно. Подобное проявление своего вкуса считалось бы отклонением от нормы психического развития. В процессе социализации нас делают «удобоваримыми», понятными для окружающих. Нам объясняют, какой язык образов принят в этом обществе, и что здесь скажет против нас, а что в нашу пользу. Но получив все эти знания, мы не обходимся и без собственного опыта. Порой нам просто необходимо бывает надеть что-то вызывающее всеобщее неодобрение и получить эту информацию из первых рук. И как бы мы не возмущались порой, но процесс социализации можно считать скорее благом, нежели ущемлением свободы личности.

Все обостряется в подростковом возрасте. Именно тогда человек впервые задумывается о том послании, которое он транслирует миру посредством своей внешности. Именно в этом возрасте появляются в жизни разноцветные волосы, кричащая откровенная одежда и прочие атрибуты самоопределения. Таким образом, адекватно меняя внешность согласно реакции социума, человек ищет для себя наиболее комфортную форму одежды, цвет волос, манеру поведения, и это помогает ему найти и прочувствовать свой СОБСТВЕННЫЙ СТИЛЬ.

На мой взгляд, нельзя подросткам запрещать экспериментировать со своей внешностью. Эти эксперименты — как детские болезни. Если не переболеть ими в детстве, то в зрелом возрасте они проходят в более тяжелой форме. Ведь все мы рождены с определенными пристрастиями, и некоторые из них просто невозможно осознать и прочувствовать ни на чьем опыте, кроме собственного. Например, некоторые люди терпеть не могут манную кашу всю жизнь с детства. Но чтобы понять, что манная каша вам ненавистна, нужно было ее хоть раз попробовать. Так и с образом — перепробовав в молодости разное или подсмотрев что-то на других, мы получаем опыт, формирующий ВКУС, который будет сопровождать нас по жизни.

RRR

Ваш темперамент, характер, симпатии и антипатии создают некую нить, пронизывающую все выбранные вами образы. Домашняя ли это одежда, деловой костюм или вечернее платье, выбирая их, человек непроизвольно опирается на свой вкус, и так получается, что все они несут на себе отпечаток его стиля (почерка). Возникает вопрос: если вкус приравнивается к стилю, если людей без вкуса не бывает, то не бывает и людей без стиля, но откуда же тогда берутся клиенты у стилистов? Кому тогда нужны услуги? Все очень просто. Не бывает людей без стиля, но найти его, распознать, структурировать, понять и выразить бывает порой не так просто, особенно если нет к этому природной склонности и жизненной потребности.

Иногда бывает так. Процесс подстройки под социум замещается для маленького члена общества подстройкой под узкий круг людей, например семью или даже одного человека, например, очень властную мать. И можно было бы подумать, что его стиль — это стиль, найденный матерью, а собственный вроде бы отсутствует. Иногда доминантной матери удается «удачно устроить» семейную жизнь своего ребенка, и тогда вопросы стиля переходят по наследству к супруге/супругу. Но и в этой ситуации нельзя говорить, что у такого пассивного в вопросах собственной внешности человека нет своего стиля. Стиль, безусловно, есть, поскольку есть пристрастия, заложенные природой. Другое дело, что ему никогда не приходилось заниматься вычленением этих пристрастий и раскладыванием их по полочкам. Зачем это делать, если есть удобный родительский шаблон? Да и спокойнее так.

По моему мнению, гораздо хуже для человека, когда он на раннем этапе доверяет выбор своего стиля родителям или друзьям (например одноклассникам, требующим быть как они). У такого человека гораздо больше шансов заполучить недовольство собой и своим образом в тот период, когда основные социальные связи уже сформированы и «выход из образа» грозит крушением всего уклада жизни.

Другой случай, когда человек понятия не имеет о собственном стиле потому, что просто долгое время был занят чем-то несоизмеримо более важным и интересным для него самого, чем «какой-то там стиль». Как правило, и окружение в тот момент жизни у человека соответствующее — люди, поглощенные общим интересным делом и не отвлекающиеся на внешнее. Эти единомышленники как будто создают свой микромир, в котором приняты другие условные знаки, и житель этого мира вполне комфортно чувствует себя в нем. Известен пример Эйнштейна, когда тот являлся на конференции в одном носке и с всклокоченными волосами. Но меньше всего его коллег интересовали вопросы стильности ученого.

Именно среди таких людей часто появляются клиенты для стилиста. В силу обстоятельств случается, что человеку необходимо «выйти в люди», и оказывается, что окружающим он представляется «городским сумасшедшим», юродивым.

Вот тут-то и начинаются проблемы. Появляется необходимость прилично выглядеть. Хотя и не факт, что клиент озаботится поисками своего стиля. Вполне вероятно, что все ограничится покупкой набора презентабельной одежды по принципу «чтобы они от меня отвязались».

RRR

Если вкус — штука, данная с рождения, и она олицетворяет стиль, то неужели нам так и придется ходить в том, что полюбилось с отрочества? Разумеется, нет. Ведь мы говорим о личности. А личности свойственно развитие.

И ваши вкусы с возрастом и личным опытом могут меняться, приобретать новые грани, и вместе с ними может видоизменяться ваш стиль. С возрастом вкус становится все определенней и все ясней проступает наружу. Если в подростковом возрасте вы еще имели желание кому-то подражать, то со временем утрачивается желание делать как другие, приходит понимание своей значимости, своего места в жизни. Пройдя определенные этапы, вкус, как хорошее вино, перестает бродить и приобретает характерный букет. И вместе с этим вы начинаете ценить свой стиль, культивировать свою индивидуальность, гордиться ею.

Случается и так, что человек, дожив до возраста, когда начинаешь ценить свою индивидуальность, вдруг понимает, что он всю жизнь придерживался чьего-то мнения в вопросах стиля, и то, как он выглядит, совсем не отражает его самого, его сущность. Обычно такие люди пишут мне письма с единственным вопросом: «Как найти свой стиль?!»

Признаюсь, поначалу, получая такие вопросы, я впадала в раздражение, складывая их в одну кучу с вопросом: «А какой у меня стиль?» Кстати, реакция на последний вопрос была у меня всегда одинаково ироничной. Я говорила, что не спрашиваете же вы продавщицу фруктов: «Какой фрукт я хочу?» Не спрашиваете! Потому что понимаете — продавец не может знать ваших вкусов, не может иметь понятия про вашу аллергию и кислотность желудка. Да, она может предположить, что в октябре организм хочет хурмы, а перед Новым годом мандаринов, но это лишь шаблоны. К тому ж она не бабка-угадка, а продавец. Вот так же и со стилем. Не стилист должен гадать, чего изволите, а вы должны посидеть, подумать и внятно изложить, что же именно вы любите, а что — нет, что в вашем вкусе, а что категорически не приемлите. (Иначе получите от него «хурму в октябре и мандарины в Новый год», т.е. набор шаблонов.) Стилист же с учетом этого должен будет создать набор образов, объединенных вашими пристрастиями, и эти образы должны соответствовать вашим жизненным сценариям. Костюм для спорта, для работы — несколько комплектов, для выхода в свет, для поездок за город, для похода в гости к маме и пр. Вот что я хотела донести до своих потенциальных клиентов. Только вот спрос на такую работу не очень-то велик. Дело в том, что клиент стилиста зачастую считает, что он, будто клиент стоматолога, посидит тут сейчас час-другой под наркозом, ему все сделают, и он обновленный уйдет. Очевидно, что стиль — это не зуб, и поиск своего стиля — не однодневное мероприятие. Скажу сразу, что задача эта может оказаться не по зубам даже дипломированному психологу с внушительным опытом. Процесс подразумевает диалог, и прежде всего стилисту предстоит понять кое-что во вкусах клиента. Разумеется, прежде чем начинать диалог со стилистом, клиенту хорошо бы самому понять кое-что о своих вкусах. Вот с этого и стоит начинать.

RRR

Сейчас появились фирмы, предлагающие клиентам подбор стиля. Предупреждаю вас сразу — грамотной психологической работы в этих фирмах вам никто не предложит. Знаете, как бывает с новой модной стрижкой? В салоне все хорошо, до дома дошли — все еще ничего, домашние восхитились. На утро помыли голову и... что с этим делать? Голова, словно карета Золушки, превратилась в тыкву. С укладкой стилиста из салона эти рыжие перышки смотрелись сногсшибательно, а как добиться этого при помощи любимых бигуди? И вот с позором на работу. А злопыхатели в спину: «Удивить хотела, выпендриться!»

И если уже понятно, что, посетив «фирму по подбору гардероба и созданию стиля», вы на утро проснетесь все той же Машей Ивановой, но с другими тряпками и прической, то не кажется ли вам, что поход в подобные заведения это не панацея?

В чем причина? В каком месте загвоздка? А я вам скажу! Загвоздка в эффекте внезапного превращения. Это как с похудением. Все знают, что быстро сброшенный вес так же быстро и набирается. Все знают, что нужно длительное время грамотно питаться и тогда результат похудения войдет в норму и сохранится надолго, и все равно всем хочется моментального эффекта.

Вопрос «Как найти свой стиль?» таит в себе надежду обнаружить в ответе на него набор пояснений и советов о том, что такое свой стиль, и как его вычленить из бесчисленного количества ненужных образов-масок. А так как мы с вами уже решили, что берем дело в свои руки, то отставим лирику и мечты о всесильных специалистах. Наша задача — самим разобраться с понятием СВОЙ СТИЛЬ и научиться отделять его от ненужного хлама.

Кстати сказать, наряды для дома и работы были у вас и так, и покупались они без всяких там стилистов. Тогда что заставило вас задавать себе вопрос про свой стиль? Наверняка вы замечали, что какие-то из вещей, при всей их симпатичности, ни разу не надевались с момента покупки, а какие-то занашивались до дыр. Что в каком-то костюме вы все время наталкиваетесь на недоумение окружающих, а в каком-то вам говорят комплименты. И почему, в конце концов, так любима кофточка за 3 рубля, в то время как кофточка из бутика совсем не носится? Если не задуматься над этими вопросами всерьез, то объяснений вы не найдете. А если все же задуматься? И всерьез? Попробуйте и поймете, что тут-то и кроется ответ на вопрос о ВАШЕМ стиле, и вытекает он из вопроса о вашем вкусе. Если кофточка «как родная», значит она в вашем вкусе, а если та, другая, при всей своей модности и дороговизне ощущается инородным элементом, значит она не в вашем вкусе.

RRR

Итак, мы уже узнали, что делает наш стиль именно нашим, ни на кого не похожим то, что называют словом ВКУС. Именно вкус, тот самый, о котором не спорят, и придает нашему стилю неповторимость. Некоторые говорят, что внешность, данная от природы, тоже влияет. Да, влияет, но не определяет. У двух близнецов очень часто бывают диаметрально противоположные вкусы, и, соответственно, их стиль тоже будет отличаться. Сама по себе природная внешность как таковая не может быть определяющим фактором в выборе стиля.

Вот пример того, что стиль НЕ может НЕ соответствовать вкусу.
Молодой человек запрещает девушке краситься, носить яркую одежду и курить.
Сама девушка от этого страдает и протестует, это противоречит ее характеру, неброская одежда ей не по вкусу, и без яркого макияжа она впадает в депрессию. Это значит, что молодой человек хочет навязать ей тот стиль, который противоречит ее сущности, и даже подчинившись, она долго не сможет в нем существовать без последствий для психики или для отношений с этим парнем.

С навязыванием нам чужого вкуса мы сталкиваемся постоянно, равно как и с навязыванием чужого мнения вообще. С какой страстью мы отдаемся поискам индивидуальности, с таким же азартом некоторые люди увлекаются навязыванием окружающим своих вкусов. И если кому-то кажется, что вам к лицу красный цвет или отсутствие макияжа, то это вовсе не означает, что лично вы внутренне согласитесь с этим видением. Допустим, короткая юбка сидит на вас идеально, и к ногам ни у кого нет претензий. Будете ли вы чувствовать себя комфортно в образе раскованной женщины в короткой юбке? Если ваш внутренний голос считает, что короткая юбка допустима только «на панели», то никакие доводы соседки о красоте ваших ног не «отмоют» в ваших глазах короткую юбку от налета вульгарности.

Вовсе игнорировать природные внешние данные было бы неверно и неумно.
И вот вам пример из жизни.
Девушка-модельер обладает отменным вкусом и может идеально подобрать ансамбль одежды любого стилевого направления. Вкусы ее разнообразны, и ей одинаково симпатичны образы рокеров 80-х и образ Марлен Дитрих. Но сама она скромная пухленькая девушка в очках с толстыми линзами и с косой. Ни рокерская косуха, гармонично дополненная другими деталями стиля, ни вызывающе-сексуальный стиль мужского костюма с галстуком не гармонируют с ее скромной натурой, даже если она сменит очки на контактные линзы и распустит волосы. Как бы девушка не хотела соответствовать, как бы ни старалась выглядеть раскованной, «заячьи уши» ее природного стиля, ее особенностей поведения и манеры держаться будут выпирать так явно, что это сведет на нет всю старательно подобранную гармонию атрибутов чуждого ее природе стиля. Отсюда мораль: только того, что вам нравится тот или иной стиль в принципе, еще не достаточно, чтобы примерить его на себя в полном объеме. Ведь ваша комплекция, походка, манеры вполне могут пойти в разрез с выбранным стилистическим направлением. Да и сами вы, вполне вероятно, не сможете следовать образу поведения, соответствующему новому наряду или увлечению.

В подведение итогов сказанного хочу, чтобы в вашем сознании четко отложилась мысль — в нашем стиле могут быть только образы, соответствующие нашим вкусовым предпочтениям, но не все образы, которые нам по вкусу, могут соответствовать нашей внешности и олицетворять наш стиль.

Но как же понять, что именно принадле- жит вам? Поговорим об этом в следующем номере «Стиля и моды» и попытаемся разобраться в том, что именно вы способны изменить в себе и своей внешности, чтобы метаморфозы не оказались маскарадом.

••• С любовью к вам, Ира ГОРБУНОВА •••
iragorbunova@mail.ru

Комментарии

Мы будем вынуждены удалить ваши комментарии при наличии в них нецензурной брани и оскорблений.

Комментировать новости могут только зарегистрированные пользователи.

АНтон06.12.2006 23:03
доброе время суток мне 19 лет и я планирую идти учитсяь на стилиста-визажиста я все для себя четко решил я хочу стать обладателем этого искуства но есть некий резонанс по поводу как приоброзить женщин после 40 ведь они тоже достойны быть в центе внимания если кто сможет подскозать прошу откликнуться если естькакие опытные советы то с радостью приму их ;) С уважением
p/S всегда необходимо эксплотировать цвет не слудуе тостанавливатсяь на достигнутом)
Елена20.03.2006 16:19
Ира, то, что вы пишите мне близко. По профессии (и по духу)я филолог. Но с детства как-то увлеченно интересуюсь модой, стилем, дизайном - в общем, красотой форм и выражений.Мне 28 лет, преподаю в вузах Питера. Сейчас думаю заняться консультациями по стилю. Как Вы считаете, с чего начать и нужно ли начинать вообще? С уважением , Лена.lenaafon@yandex.ru
Соня27.01.2006 14:21
Да, все так. И про доминантную мать. Это настоящая война, хотя и довольно интересная. Особенно, если у твоего "оппонента" развитый вкус и острое чувство стиля. Масса аргументов в пользу того, что ее вариант "лучше". Противопоставить можно только собственный вариант столь же высокого уровня, так что приходится "сидеть и думать":)