Ковбоев больше нет, а производство все растет: в 1996 году покупательский спрос на джинсы подскочил на 10%, взлет довольно значительный для того, чтобы Le Journal de Textile сообщил: "Рабочей одежды под названием "джинсы" больше не существует". Джинсы стали всеобщей униформой, их стали носить не только мужчины. Джинсовый джинн марширует на показах "прет-а-порте", прочно оккупировав дефиле и бутики, завоевав неумолимый мир готовой одежды.
В Галери Лафайет проходила выставка: специально для "синего зверя" был открыт экспозиционный зал площадью в тысячу квадратных метров. Огромные рекламные щиты провозглашали "революцию джинсового стиля". Сегодня смело можно утверждать: "скажи мне, какие джинсы ты носишь, и я скажу, кто ты". Их считали бесформенной тряпкой - мешок мешком, - а они уверенно взлетают на пьедестал Высокой Моды.
Раньше рокеры "отбивали" джинсы мокрым веником, чтобы сделать их мягче. Теперь они стали нежными и не нуждаются в смягчителях, "ломающих" стрейч, и не выносят сушки на солнце. Отныне джинсы от знаменитых кутюрье можно носить годами. Это хамелеоны, прекрасно чувствующие себя в любое время года - грубые или изящные, с туфлями на каблуке или армейскими ботинками. У Бернара Зинса, главного "брючника" Франции, джинсы, будь то "пятикарманники" или "без складок" - удостоены таких же почестей, как фланелевые брюки.
Главное - этикеткаОт строгого костюма до платья от Хельмута Ланга... От платья с глубоким вырезом на спине до пиджака АРС, надетого на муслиновую блузку... "Потертые" джинсы всюду в чести. В начале семидесятых годов Ив Сен-Лоран первым среди кутюрье предложил "городской" вариант джинсов. "Я жалею лишь о том, что не я изобрел джинсы", - мог бы сказать он в дальнейшем, пораженный джинсовым бумом.
В наши дни лучше всех свой восторг перед национальными и этническими традициями всего мира выражает Кристиан Лакруа. Свои джинсы он творит по велению сердца, не следуя стратегии Келвина Кляйна, признанного "отца" джинсов Haute Couture. По мнению Кристиана Лакруа, Камарг - это французский "дикий Запад", и его джинсовая линия, как и джинсы англичанина Пола Смита, вероятно, наименее консервативный фасон на рынке. На лето 1997 года джинсовая коллекция от Лакруа украсилась вышивкой (штришок Фобур Сент-Оноре) и эдаким ностальгическим пустячком "великой джинсовой эпохи" - короткими куртками с заклепками или платьями "бикини" из денима "тертого о камень", надетыми на футболку с аппликацией. Целая программа... Эксцентричность Лакруа идет вразрез с американскими моделями.
Кутюрье отдает предпочтение, прежде всего, внешнему виду, и только потом его интересует фактура ткани, техника стирки, линючесть и стиль - иногда декоративный. RRL (коллекция джинсов Ральфа Лорана), включает в себя две модели: vintage fit (традиционный покрой) и authentic fit; более обтягивающий... Надевая джинсы, каждый стремится понравиться и хоть немного приобщиться к легендарной эпохе золотоискателей. Но приключений не будет. "Менталитет все больше и больше эволюционирует в сторону тенденции No nonsense I Down to earth (меньше абсурда / назад к реальности)>, - объясняют в фирме Wrangler, отмечающей в 1997 году свое пятидесятилетие.
Италия - суперзвезда
"Черрути", "Армани", "Айсберг", "Версаче Спорт", "Труссарди", "Криция". Изделия итальянских фирм первыми ворвались на джинсовый рынок Haute Couture. Они вызвали у идущих следом легкую дрожь, но не "пожрали" другие коллекции. У "Труссарди" джинсы составляют 30% от общей продажи. Как объясняют в доме моды Армани, где лицензия на джинсы -один из важнейших контрактов: "Это дает возможность покупателю приобрести джинсылюкс за 550 франков...>
Активное завоевание азиатского рынка открывает возможность обновить и образ и клиентуру. Романтический ореол авантюриста прерий уходит в прошлое, уступая место более двусмысленному образу эдакого скверного мальчишки, своего рода сицилианского Джеймса Дина в "Marcel" (фирма "Дольче & Габбана"), или девушки-подростка. "Криция", возглавляющая итальянские марки джинсов в Японии (500 пунктов по рейтингу продаж), доверила свою рекламную кампанию Паоло Роверси Итальянская джинсовая линия появилась в 1995 году. С высокой талией, с заниженной талией, узкие или широкие - джинсы подчеркивают линии женского тела. Покрой по новому интерпретирует идею джинсов: они существуют уже не столько для того, чтобы подражать мужчинам, сколько для самовыражения женщины. Итальянцы хорошо знают, как добиться особой чувствительности ткани. Лидируют они и в поисках натуральных волокон: хлопок, лен и "тансель" у "Криция"; лен и экологически чистая пенька у "Армани" - ведь для роста конопли не требуется ни пестицидов, ни гербицидов... Не надо забывать и о "котонии", которую использует Джорджио Армани - той самой ткани, из которой в восемнадцатом веке на Адриатике делали паруса для судов...
Синее нашествие...Workwear, streetwear, fridaywear... В названиях джинсов фигурируют все маркетинговые концепции, предназначенные племенам панков, рэперов, байкеров, "путешественников" нового поколения, хиппи... И вот она награда: в 1996 году Финджен, итальянский "джинсист", работающий по лицензии Келвина Кляйна, продал три миллиона пар... Понять, что между шестидесятыми и девяностыми годами прошло время, можно по тому, что Levis 501-я модели, куртка slim fit или джинсы 505 модели - первые джинсы на молнии - стали образцом классики. Символ эмансипации, ассоциирующийся с Вудстоком и Калифорнией, воспетой Жюльеном Клером, - джинсы являются синонимом свободы.
Джинсы перестали быть одеждой искателей приключений, переселились в города и превратились в фетиш. "Больше всего на свете, кроме денег, разумеется, люди хотят быть молодыми", - было сказано на первом симпозиуме по дениму. Симпозиум был организован по случаю сто пятидесятой годовщины Tavex. Эта транснациональная текстильная группа производит 45 миллионов метров денима, то есть более 50% мирового трехгодичного производства...
Среди последних нововведений в производстве джинсов - использование натурального волокна из бука. Оно позволяет добиться свежих нюансов: нежности, шелковистости и абсолютной "стабильности" ткани. Бывшие "вне закона"> создававшие имидж "крутых" - потертые, ободранные, полинявшие, выбеленные, - сегодня джинсы стремятся завоевать области комфорта и элегантности. Остается главное, - несмотря на притягательность идолов, не позабыть свои корни...
Искусство денимаСорок шесть из ста пар джинсов во Франции приобретаются в супермаркетах или больших специализированных магазинах. Избегая западни банальности, джинсы ищут свой образ. Джинсы становятся все более и более изящными, миниатюрными: пример тому - джинсы с черной кромкой, предложенные Европе Келвином Кляйном. Пропущенные через "баню tonello>, придающую им окончательный лоск, джинсы подтверждают свою аутентичность отдельными деталями, заниженной талией, стежками "омега"... В этом регистре невидимых различий Хельмут Ланг "стреляет" еще лучше и точней: к стилю линии "прет-а-порте" он добавляет мелкие детали, а именно в деталях сейчас самый "писк". Когда для обеспечения коммерческого успеха творцы объединяются с промышленностью (Хельмут Ланг и GTR Group SPA в Италии), знаменитым джинсовым фирмам не остается ничего другого, как обратиться к художникам. Так, "Дизель" позволил Эрику Распо на джинсовой ткани... писать картины.
Джинсы в женском родеВ 1996 году спрос на женские джинсы достиг почти 50% от общего количества проданных джинсов. Есть отчего забыть, что штаны из этой ткани, созданной для французских моряков в Ниме, носили шахтеры и плотники. В версии "стрейч" с пятью карманами джинсы проявляются как альтернатива лосинам (в 1996 году у Cimarron продали миллион пар). Все фирмы производят женские модели, обновляя образ мира. Отныне джинсы ассоциируются не с первопроходцами (а последние сегодня ассоциируются с безработными), а с красавицами. Не с девочко-мальчиками, не с девушками из салуна, а с жемчужинами топ-моды, принцессами подиума, способными пересечь весь мир и претерпеть немыслимые превращения: здесь она "звезда" (Versace Couture), тут - сельская барышня (например, Кейт Мосс для Келвина Кляйна). Где-то джинсы еще ассоциируются с подлинностью, с темой "я люблю себя такой, какая я есть".
Избавившись от великих мифов, пуританская Америка начинает скачку еще более отдающую нарциссизмом: shrink to fit от Levis, садящиеся с каждой стиркой, пока не начнут обтягивать фигуру, как вторая кожа. Не вытертые, не подвергнутые предварительной усадке, жесткие - это те джинсы, которые мы вытираем сами.
Кое что о терминологииТем, кому больше тридцати лет, остается только крепиться. У джинсов есть своя терминология, свои обозначения. Например, бесполезно пытаться заставить вашу дочку купить джинсы dirty used (потертые грязные), если она предпочитает streaky denim (мраморные) или, скорее всего, super-slim (сверхобтягивающие). Loose fit, button fly, big pockets... И это лишь начало кошмара... От Brut Shrink to fit до used indigo у Levis, минуя riverwash фирмы Lee, двигаемся дальше среди таких вывертов, как изнанка с начесом, зад baggy (мешком), открытые пуговицы и так далее, и тому подобное.
А пока суд да дело, дабы преисполниться уверенности, позволим себе соблазниться vanity case от "Шанель", часами-браслетом от "Мобуссен" или сумкой "Леди Ди" из джинсовой ткани. Чтобы хоть немножко подержать легенду за руку...
По материалам журнала OFFICELE
Мы будем вынуждены удалить ваши комментарии при наличии в них нецензурной брани и оскорблений.
Комментировать новости могут только зарегистрированные пользователи.