Автор

Узник замка Габриэль

  • 4859
  • 0
  • 11 Января 200916:26
4085.jpg

4087.jpg

4089.jpg

4091.jpg

4086.jpg

4088.jpg

4090.jpg

Не успел Ив-Сен Лоран в декабре 2001 года отметить сорокалетнюю годовщину открытия собственного Дома моды, как на пресс-конференции 7 января он объявил о прекращении своей работы в модельном бизнесе. Угроза, которая раздавалась с конца 60-х годов, наконец, была реализована. Ив-Сен Лоран, которого не без основания считают одним из трех символов мировой моды от Франции (его опережают только Шанель и Диор), таким образом, завершает целую эпоху - с его уходом индустрия haute couture ХХ века подошла к логическому концу. В новой эпохе будут царствовать уже новые имена.

Его жизнь, его творчество - яркое доказательство того, что гений все же может побеждать трясину обыденности. Он родился 1 августа 1936 года в алжирском городке Оране - месте, которое никаким боком не имеет отношения к высокой моде. Бывшая мятежная французская колония, одна из беднейших в мире, однако явила миру настоящего гения. Отец его был военным, а мать-красавица безумно любила своего единственного сына и занималась именно его воспитанием. Благодаря ей Ив смог стать тем, кем стал в этой жизни.

Материнская любовь контрастировала с обстановкой, которая окружала мальчика в школе. Он, как символ оранжерейного пиона, мало приспособленного к настоящей жизни, стал объектом насмешек и издевок со стороны своих школьных друзей. Условия существования в ней были настолько невыносимы, что, уже став достаточно взрослым и прославленным кутюрье, он признавался, вспоминая свои школьные годы: "Это был настоящий террор. Когда они дразнили меня, я говорил себе: ничего, когда-нибудь я стану знаменитым и тем самым отомщу своим врагам".

Целеустремленность в этом хрупком и постоянно сомневающемся создании была настолько сильна, что Ив сумел воплотить задуманное в самое короткое время. Будучи 17 лет от роду, он сумел выиграть престижный конкурс Международного секретариата шерсти. Эта победа позволила ему приехать в Париж и поступить учиться в школу при Синдикате Высокой моды. Но закончить ее он так и не смог. Талантливый мальчик показал свои эскизы Кристиану Диору, с 1947 года признанному королю высокой моды, которого было трудно чем-то удивить.

Он сам, своим первым показом New Look, сумел открыть новую, послевоенную, страницу мира моды; безраздельно властвовавший в своем королевстве Диор тем не менее увидел в застенчивом мальчишке задатки настоящего портного высокой моды. Принято считать, что А-силуэт, который нарисовал Ив, настолько поразил воображение мэтра, что тот сразу же капитулировал, пригласив Ив-Сен Лорана на работу в свой Дом моды. Внешне все так и выглядело, но причина союза двух гениев была более глубина - в голове Ива роились новые идеи, который позволили вдохнуть новую жизнь в угасавшую было индустрию высокой моды. Ив появился на волне преобразования жизни - послевоенная эпоха требовала нового подхода. Дыхание молодости чувствовалось во всем, и ее воплощением в мире моды стал Ив-Сен Лоран.

В 1957-м году Диор умирает, и его приемником объявлен Ив-Сен Лоран. Ему был всего 21 год (в это трудно поверить), но он был уже признанным мастером. Его первая самостоятельная коллекция умела оглушительный успех у публики и в прессе. Что тут же сказалось на объемах продаж: до той поры бухгалтеры Дома Диора фиксировали потери, тогда как новая коллекция позволила увеличить объемы продаж продукции прославленного Дома сразу на 35 процентов.

Но коммерческие успехи меньше всего волновали Ива. Во-первых, он искал способы утолить собственное честолюбие и открыть собственный Дом моды. Для этого требовались большие деньги, которых у талантливого, но молодого кутюрье не было. А, во-вторых, Ив-Сен Лорану вскоре пришлось выполнять конституционный долг - он был призван в армейские ряды. Сменить парижские салоны и уютный кабинет в Доме Диора на солдатскую казарму - такой вираж выдержит не всякий. Ив сумел продержаться всего 19 дней, после чего был помещен в клинику для душевнобольных, откуда вышел с белым билетом. Юношеский кошмар с издевками неотесанных мужланов, не понимавших природу душевных переживаний гения и оттого презиравших его, для Ива обернулось сущим кошмаром, от которого он не смог оправиться, даже прибегнув к помощи психотерапевтов.

Зато такая нервная встряска буквально перевернула всю оставшуюся жизнь Ива. Выбраться из клиники ему помог Пьер Берже - его ангел-хранитель, вдохновитель и исполнитель всего последующего творчества Лорана. Познакомились они 30 января 1958 года на показе коллекции Ива в Доме Диора. Берже, отличавшийся отменным коммерческим нюхом и не менее жесткой хваткой, поверив в гений застенчивого юноши из алжирского города, вложил в него деньги. В результате в 1961-м году появился Дом моды Ив-Сен Лорана. Все в нем было по-иному, иначе, чем в Доме Диора. Ив демонстративно разорвал связующие нити со своим учителем. В немногочисленных интервью, которые он давал в это время, Ив ни словом не обмолвился о Диоре, который дал ему возможность реализовать себя как мастер высокой моды.

Зато именно в этот период завязался жгучий "роман" между Ив-Сен Лораном и Коко Шанель. Последняя постепенно становилась музейным экспонатом, ее звезда взошла и погасла до Второй мировой. После войны ее сильно потеснил Диор (она ему так и не простила этого), а потом пришла новая поросль, которую представлял собственно Лоран. Он с восхищением отзывался о творчестве Шанель, она платила ему взаимностью. Перед самой смертью она назвала его своим преемником, который достойно продолжал дело высокой моды. Их действительно многое роднило. Как и Шанель, Ив избегал крайностей, не пытался эпатировать и шокировать публику. Он работал на годы, и даже сегодня вещи, созданные двадцать-тридцать лет назад, вызывают восхищение.

Хотя в модном бизнесе вовсе обойтись без скандалов очень трудно. В 1971 году Лоран выпускает свои мужские духи - YSL Pour Homme. Для их рекламной кампании он снимается в обнаженном виде. Это был полный скандал - такого еще не было. Чтобы кутюрье пренебрег законами, отказался от услуг красивых мускулистых (профессионально красивых) манекенщиков и снялся в рекламном постере сам, да еще полностью обнаженным!.. Однако Ив рискнул и опять выиграл. Его духи стали в тот сезон одними из самых продаваемых. Да и в целом 70-е годы были самыми удачными. Пик его творчества пришелся именно на этот время.

В 1976-м году он выпускает свою знаменитую осенне-зимнюю коллекцию под названием "Русский балет". Посвященная памяти Дягилева и знаменитым русским сезонам начала века вся коллекция была создана в экстремальных условиях (Ив лечился от алкогольной и наркотической зависимости), а шоу обошлось в гигантскую по тем временам сумму. Но был оглушительный успех. Публика и пресса буквально ревели от восторга. В бутики Лорана, разбросанные по всему свету, выстраивались очереди. На ура шла не только дорогостоящая одежда класса haute couture, но вслед за ней и одежда марки pret-a-porte. Высокая мода оказалась тем тепловозом, который вытащил на самый верх всю империю Ив-Сен Лорана. К тому времени она была одной из самых крупнейших в мире. Под началом Ива собралась мобильная, талантливая и энергичная команда, главным мотором в которой был все тот же Пьер Берже. Он энергично заправлял всеми делами. Товары с брендом YSL раскупались, бутики росли, словно грибы после дождя.

И все же покоя в душе мэтра не было. Любое начало работы над очередной коллекцией вызывало у него острые приступы страха. Его помощникам стоило немалого труда укрепить душевные силы, всегда покидавшие его во время работы. Многочисленные комплексы и фобии с годами не только не исчезали, они из года в год дополнялись новыми. Постепенно Лоран стал вовсе сторониться людей. И в таком поведении он стал похож на своего любимого писателя - Пруста. Ив читал и перечитывал все шесть книг из эпопеи "В поисках утраченного времени", лишь последний том - "Обретенное время" - он никогда не брал в руки. Он никогда так и не узнает, чем же закончилась история Марселя.

Зато в память о любимом Прусте Ив приобрел в Нормандии замок ХIХ века. Замок был построен для какого-то американца, но постепенно приходил в упадок. Ив-Сен Лоран постарался бережно его восстановить, для чего сохранил не только тканевую обшивку стен, но в тех местах, где она истлела, постарался использовать ткани, приобретенные в антикварных лавках, которые органично влились в облик замка "Габриель".

Ив безумно любит темно-синий и зеленый цвета, которые в салоне его замка странным образом перерождаются в более светлые с тем, чтобы в летнем домике вспыхнуть желтыми, розовато-лиловыми и в конечном счете постепенно светлеть, поднимаясь вдоль по лестнице. Все комнаты носят имена героев Пруста, личная спальня Лорана названа в честь Свана, черты которого (как говорят знающие люди) угадываются в самом Ив-Сен Лоране. Лишь в этом месте он обретает долгожданный покой, сюда он пытался убежать от надоевших дел, которые не отпускали его.

Бешенный темп, который взял сам Ив, выпуская в некоторые сезоны по шесть самостоятельных коллекций, в конечном итоге подорвали его силы. Постепенно он стал сдавать свои позиции, тем более что финансовые дела его Дома становились все проблемнее. К середине 90-х годов Ив сконцентрировался лишь на коллекциях высокой моды, уступив модели pret-a-porte Тому Форду, который был назначен креативным директором Дома Ив-Сен Лорана группой Гуччи, которая, собственно, и купила весь Дом. По контракту, заключенному между Гуччи и Ив-Сен Лораном, он должен был оставаться во главе своего Дома до 2016 года. Но отметив 65-летний юбилей, Ив неожиданно объявил о своем уходе из высокой моды. Решение окончательное и обжалованию не подлежит.

Финальной точкой в карьере должен стать показ весенне-летней коллекции, назначенный на 22 января. После этого останется только имя Ив-Сен Лорана, давно ставшее легендой.

Он уходит. И все вдруг поняли, что в Высокой моде с ним уходит ХХ век, который он, собственно, и олицетворяет. Его давно уже растащили на цитаты, его работы и коллекции изучают, давно уже существует музей (на окраине Парижа) его имени, в котором собраны около 5 тысяч нарядов, 2500 шляп, сотни лотков с перчатками, поясами, браслетами. Сам Ив-Сен Лоран равнодушно относится ко всей поднятой шумихе - он хочет одного. Покоя...

Его муза - Катрин Денев, которая не пропустила ни одного показа Ив-Сен Лорана, сказала, как отрезала: "Он неподражаем, он -- просто легенда". В свой замок в Нормандии он отправится в одиночестве, прихватив лишь свой большой портфель, обтянутый красным сафьяном и отражающий стиль жизни мужчины, который является знатоком в своей жизни. Гению надо лишь самая малость для жизни.

...В 1992 году газеты трубили, что Лоран болен СПИДом и его дни сочтены. Прошло 10 лет, за это время он смог создать несколько шедевров. Так что об его окончательном уходе говорить еще рано. Пруст, наброски, верные люди - все остается при нем. Он лишь сделал передышку.

Сергей МОРДОВИН.
Специально для InterModa.Ru

Комментарии

Мы будем вынуждены удалить ваши комментарии при наличии в них нецензурной брани и оскорблений.

Автор отключил возможность комментирования данной новости.