Споры о вкусах и талантах

  • 6710
  • 0
  • 11 Января 200916:26

Нет - значит нет. Укоренилась эта мысль в тот момент, когда меня приняли, а девочку-соседку не приняли в музыкальную школу. Моя мама последние 10 лет занимается пением с детишками. Когда она собрала первую группу, там были всякие дети, со слухом и без. Мама не выбирала, так как необходимо было набрать группу. Занималась с теми, которые ходили. И вот по прошествии 8 лет у нее образовался коллектив детей , которые все обладали замечательным слухом, музыкальной памятью и певческими навыками. Когда она со мной делилась этими наблюдениями, я вспоминала тут соседку - ну не могла б я никогда представить, чтоб у нее вдруг оказался слух! Мне она казалась безнадежной. Мама тоже ее помнит и утверждает обратное. Она говорит, что человек без слуха просто не понимает к чему надо прислушаться, где `этот слух` находится. Просто не видит разницы в звуках. Если же ему показать, если направить его поиски, то любой пострадавший от медведя может стать тонким ценителем музыки, не суть важно какого жанра.

Человек рождается на свет с большим потенциалом, в нем, в том или ином виде, заложены очень разнообразные качества и таланты. Здесь мне хочется сделать `лирическое` отступление, которое, на мой взгляд, обоснует моё убеждение относительно людских возможностей .

Иногда у человека нет ни сил ни желания развивать то, что заложено очень глубоко или представлено в очень зачаточной форме. И вправду, зачем учиться двигаться в ритм музыке, когда бОльшего ты добиваешься в беге на длинные дистанции. Объективно понимая, что танцор из него никудышный, человек концентрируется на том, что лучше получается и, вероятнее всего, добьется в этом больших успехов. Это я называю подарком судьбы. Я считаю, что природа более гуманно отнеслась к этим людям в сравнении с теми, которых одарила множеством талантов. Талантливые люди (которые талантливы во всем, как говорят) зачастую так и не находят себе места в жизни, они мечутся, берутся за все, что у них получается, разрываются на части и впадают в депрессии. Примеров тому в истории немало, а вот примеров обратного - единицы. Ломоносов, Ландау или Льюис Кэрролл , или Да Винчи. В сравнении с ними Эйнштейн - узколобый маньяк, что кстати биографы и не особенно отрицают. Эйнштейн представляет собой как раз редкий вид людей, которые обладают только одним и гипертрофированно мощным талантом. В моей личной классификации это называется гениальность и, опять же по моим представлениям, это не норма. Да и явно низкий коэффициент интеллекта у гениального физика тому подтверждение. Таких людей тоже не много, но они были во все времена. Если это одно болезненное качество представляет интерес для общества в данный момент, то ситуация выносит таких людей на вершину славы. Набоковский Лужин - чем не пример. Но гениальному химику в средние века наверняка грозил бы костер.

Надеюсь, я не затянула лирическое отступление от темы, которая изначально побудила меня высказываться публично. Так вот. Основная масса людей, повторюсь, по моим наблюдениям, наделена почти в равной степени всеми задатками, а люди, откровенно лишенные отдельных «системных элементов», такая же редкость как и гении. И при такой картине комплексы и сомнения являются движущей силой развития. Если человеку небезынтересно его положение в обществе, отношение к нему окружающих, или конкретно противоположного пола, он рано или поздно задумается о том, как он выглядит. У кого-то это происходит в детстве, кто-то будто с этим родился, а кто-то обратит внимание на стоптанные туфли, только влюбившись безответно. Я, конечно же, ознакомилась с материалами этого сайта, прежде чем взяться за перо, потому как тема общая и не хотелось бы случайно повторяться. Посему позволю себе отсылать читателя к некоторым заявлениям или историям других авторов сайта. В данный момент для примера хочу взять Тоню Смит, которая уже оказавшись женой американца, задумалась о своем образе. А для некоторых девушек стать женой кого-либо само по себе является целью, ради которой они начинают работать над имиджем. Многие любят себя оправдывать, мол, на личного стилиста у меня денег нет, а что вы хотите от меня, рядового бухгалтера. И здесь я опять обращусь к Тоне Смит и ее «профессору моды» . Вкус, как и музыкальный слух - вещь наживная. Это способности , которые развиваются. Об этом говорил тонин профессор. Но это и есть мое главное убеждение.

Говорят, что о вкусах не спорят. Я тоже так считаю. Ограничение в развитии собственного вкуса у человека одно - его менталитет. Здесь уж выше головы не прыгнешь, в буквальном и в хорошем смысле. И потому спорить о вкусах людям с разными социальными установками, например, дело бессмысленное.

Так уж сложилось, что свой вкус я использую как инструмент для работы. Думаю, что в развитии его я личного потолка ее не достигла, потому еще не берусь судить-рядить общепризнанных мэтров, например Готье или Валентино. Глядя но то, что они делают, я иногда могу задаться вопросом: « Почему я этого не понимаю?», если не понимаю, и попытаться натаскать себя в понимании. Главная моя установка - понятия хорошо и плохо ОТНОСИТЕЛЬНЫ. Или, как я люблю говорить клиентам, «нет такого ПЛОХО, из которого нельзя было б сделать ХОРОШО». Просто возможные варианты `хорошо` из данного `плохо` могут оказаться неуместными в конкретное время в конкретном случае. Еще я не люблю, когда клиент идет с предустановкой: ` мне не идет то-то и то-то`. Мне не идут голубые тени или мне не идут короткие стрижки… А знаете ли вы сколько оттенков голубого цвета существует в природе? А вариантов коротких стрижек? А в сочетании с разными цветами волос? Я избегаю категоричных суждений в вопросах вкуса, стиля, моды...

Но, разумеется , я могу сказать `плохо` или `хорошо` в некоторых случаях. В тех, когда могу соотнести возраст своего вкуса с возрастом вкуса оцениваемого. Да, я измеряю вкус возрастом и объемом проанализированного материала. Оба эти критерия идут рука об руку. Можно проанализировать все собрания основных музеев и библиотек и, сделав это за 2 года безвылазной кабинетной работы, не стать обладателем зрелого вкуса. Вкус должен перебродить и выстояться, пройти через несколько важных этапов, пристрастий, максимализма и минимализма, и пр. Не станешь ты обладателем зрелого вкуса и прожив 50 лет в деревне Савраскино, с утра до ночи анализируя природу родного края и местную историю костюма - недостаточно ингредиентов для объективного вкуса. Потому я охотно верю, что потомственные дворяне, квартиры который увешаны портретами бабушек в кринолинах, имеют больше шансов обладать хорошим вкусом в раннем возрасте (по аналогии с английским газоном), но зрелым этот вкус станет только после того, как будет пропущен через призму собственного опыта, пусть даже просто созерцательного. И по тому же критерию я допускаю наличие превосходного утонченного вкуса у людей, которых природа одарила чуть большей восприимчивостью , чутьем прекрасного, даже если их корни уходят в заводскую династию. Насколько известны случаи почти полного отсутствия чутья к прекрасному у королевских особ ( взять ту же последнюю Английскую Королеву), настолько же известны случаи обладания очень плебейского роду гражданами феноменального локатора красоты. Этот незримый орган, названный мною локатором, в разной степени развития присутствует у любого человека, потому развить способность улавливать прекрасное может в той или иной мере каждый. Даже та самая королева могла бы, но ей дешевле вышло купить себе на долгие годы личного стилиста , после смерти которого она так и осталась верна найденному им образу. К слову, стилист-то был не голубых кровей, не знаю уж про остальное.

Говорить доподлинно об этапах развития вкуса я могу только на своем примере и примере своих клиентов и друзей. Можно также взять для рассмотрения этапы развития именитых модельеров, но нам по большей части доступен продукт, рожденный уже довольно зрелым человеком. Сделать выводы о развитии вкуса тут сложно. Оценивая коллекции мэтров, год за годом, мы лишь наблюдаем различные вариации уже устоявшегося имиджа дизайнера, без кардинальных марш-бросков. Это уже бизнес. На этапе такого громкого существования всякие отклонения от узнаваемого образа чреваты. Если б Вивьен Вествуд вдруг выпустила коллекцию костюмов в стиле консервативной Шанель или романтических платьев Валентино, то потеряла бы львиную долю клиентов. Существует устоявшийся стереотип и отклонения от него грозят разорением. Некоторые фирмы, правда, стали приглашать свежие силы и изменять лицо Дома, но это в силу тех же обстоятельств - потери кормильца, а вслед за этим банального ухода из жизни или со светской арены оставшихся приверженных покупателей. Это уже не имеет отношения к развитию вкуса конктретного маэстро. Такой подход стал называться `омоложение` Дома. Этот вариант для исследования не годится, так как приходящие на место именитых авторов молодые дизайнеры еще не успели создать традиции. Потому, объективно проследить развитие, становление вкуса признанных мэтров мы можем только по биографическим книгам, коих стало выпускаться множество, что опять-таки, связано с уходом основных законодателей стиля 20 века. А 20-й век - это уже разряд `Истории моды` как темы для искусствоведения или культурологии.

Вам придется поразмыслить и… поверить мне на слово, что вкус имеет свойство развиваться с течением времени и получением визуального опыта. А это значит, что у каждого есть шанс воспитать себя должным образом и стать в итоге обладателем достойного вкуса.

Но про свое видение развития вкуса я, все же, расскажу. Позже.

фото и стиль Ира Горбунова
iragorbunova@mail.ru

Комментарии

Мы будем вынуждены удалить ваши комментарии при наличии в них нецензурной брани и оскорблений.

Комментировать новости могут только зарегистрированные пользователи.