Как красиво писать о модных событиях

Владимир Гридин, обозреватель моды радиостанции «Коммерсант FM», специально для Intermoda.ru

фото - Александр Лепёшкин

Я пишу о моде уже двадцать лет. За это время ландшафт российской моды изменился самым драматическим образом. Точнее сказать, за эти двадцать сейсмических лет, он появился. Возникая на моих глазах, отечественная мода создала армию журналистов и блогеров, пишущих о моде. Так же, как и ее предмет, модная журналистика пережила детские болезни роста, рецидивы которых все еще встречаются в текстах начинающих авторов. Попробуйте следовать ряду простых формул, которые помогут вам избежать самых распространенных ошибок, а ваш текст сделают если не шедевром, то весьма близким к нему.

Предмет и форма разговора

Чаще всего модный журналист пишет о показах, коллекциях, отдельных вещах и, конечно, дизайнерах. По сути, не такой уж большой набор тем, для которых оптимально подходят жанры новостной заметки, репортажа, портретного очерка и критической статьи.

Структура текста

Текст представляет собой целостное речевое произведение, имеющее зачин, развитие мысли и концовку. Основными признаками текста в самом общем виде являются его цельность, связность, а также наличие в тексте оценки и самооценки, ее принято называть «точкой зрения».

В тексте используются разные виды связей, позволяющих сохранять непрерывность повествования :

- предметная связь (отдельные части текста объединяются именами людей, названиями описываемых предметов);

- временная связь (наличие в тексте единого временного пространства).

Одной из самых частых ошибок является немотивированный переход от настоящего времени к прошедшему, и наоборот.

Ср.: Вчера по первому каналу показывали мой любимый фильм «Крепкий орешек». Я смотрю этот фильм уже седьмой раз;

- пространственная связь (в нашем городе, там, здесь и т.д.).

Лексика и термины

Журналисту моды следует владеть основами профессиональной лексики, знать терминологию моды. К примеру, стоит знать, что такое годэ, джеггинсы, шлевка, подбортовка, встречная складка и тому подобное. Это поможет вам правильно определять и именовать описываемые предметы, придаст вашему тексту весомости. Если слово оказывается редким, например, «аргайл», «парюра», дайте в тексте его расшифровку – это позволит вашим читателям узнать что-то новое, а за новые знания читатель всегда платит признательностью. Однако постарайтесь избегать профессиональных жаргонизмов и иностранных заимствований («фит», «бейсик»).

Экспрессия

Мода провоцирует нас на восхищение, но его стоит формулировать и высказывать без экзальтации. Избегайте громких слов (феерический, грандиозный, блестящий, невероятный) – они всегда смотрятся пустышками, скрывающими беспомощность речевого аппарата автора, бедность его словаря. Пользуйтесь прилагательными и наречиями, которые максимально точно описывают предмет повествования. Заимствуйте их у поэтов: «Громокипящий кубок» - чем не название для заметки о новой коллекции хрусталя Baccarat? К тому же подчеркивает ваше знание творчества поэта Серебряного века Игоря Северянина. Не бойтесь придумывать яркие образы, хлесткие и запоминающиеся. Единожды прочитав у Сьюзи Менкес «итальянская прищепка для белья», иначе уже об Анне Делло Руссо уже и не подумаешь.

Детали

Старайтесь замечать детали. Одна-единственная верно найденная деталь может сделать ваш текст многогранным, искристым, привлечь к нему внимание. Англоязычная пресса часто использует прием «от частного к общему» - в таких публикациях эффект наиболее заметен. Если вам не хватает опыта для такого рода эффектных композиционных построений, детали пригодятся для того, чтобы сделать текст более насыщенным.

Цитаты

Не бойтесь использовать прямую речь. Достаточно одной-двух фраз, сказанных дизайнером или представителем компании. Даже в гомеопатической дозировке слова героев репортажа придадут ему большую достоверность, подчеркнут ваш непосредственный контакт с ньюсмейкером. Важно, чтобы цитата была содержательной. Старайтесь избегать протокольных цитат вроде «Наша компания бесконечно счастлива сотрудничеству с ХХХ, внесшему значительный вклад в развитие театральной культуры нашего века. Мы с уверенностью смотрим в будущее». Лучше присмотритесь к костюму говорящего и опишите его (см. раздел «Детали»).

Критика

Нам не всегда нравится то, что мы видим. Так и хочется написать «ужасно», «отвратительно», «бездумно». Многие авторы так и поступают. Авторитетные журналисты предпочитают подробно разбирать предмет разговора. В результате получается критическая статья, выявляющая и осуждающая отрицательные явления или же восхваляющая положительные качества того или иного предмета, персоны или явления. Критическая статья – это разновидность публицистического жанра. Это основа сегодняшней блогосферы и журналистов-экспертов, работающих в той или иной узкой специализации.

Контекст

Модная журналистика строится на визуальной культуре и умении ее описывать. Считывать изобразительные коды и проводить параллели может только образованный человек, способный отличить Мане от Моне. Чем больше вы читаете, смотрите, ходите на выставки и в музеи, чем большими знаниями (не обязательно глубокими) обладаете, тем лучше. Вы сможете вовремя вспомнить «вермееровский зеленый», «рубенсовские формы», скульптуры Джеффа Кунса, отличить барочные мотивы от орнамента в стиле рококо. Сможете, в конце концов, подражать уже упомянутой Сьюзи Менкес, любящей вот такие обороты: «Играя в короля Канута (имеется в виду баллада «Король Канут» Теккерея) и пытаясь сдержать волну электронного модного хлама мы обречены на провал». После такого прямой путь в библиотеку.

Вопросы чтения

Кстати, о библиотеке. Заведите собственную модную библиотеку. Покупайте книги, которые помогут вам разобраться в системе индустрии моды, истории костюма и философии моды. Прочитайте яркую книгу французской журналистки Жани Саме «Высокая мода» - эта дама помнит первый показ Ива Сен-Лорана. У нее можно не только узнать о звездах моды, но и поучиться мастерству живого текста. Непременно прочитайте

www.ozon.ru/context/detail/id/4181732/

www.ozon.ru/context/detail/id/4181734/

www.ozon.ru/context/detail/id/19898936/

www.ozon.ru/context/detail/id/4116403/

Эти книги помогут узнать то, что в открытых электронных источниках найти крайне затруднительно.

Не могу сказать, что приведенный ниже пример, стопроцентный шедевр, но читается он бодро и точно не даст заскучать.

Билет на балет

Почти такие же деликатные туфли казались воплощением античности модницам эпохи ампира. Изяществу оживших статуй грацией могли подражать только балерины.

Больше всего классические балетки, придуманные в 1940 году Клер Маккардель, напоминает модель Lacoste: плоская подошва, почти незаметный каблучок меньше сантиметра, перехватывающая ногу перепонка на пряжке. Балетки превосходно смотрятся с длинными, в пол платьями, чудесными развевающимися миди-юбками и укороченными брюками (с мини все-таки лучше носить каблуки, так ноги выглядят выигрышнее). Остроносые балетки Chanel смотрятся скорее исключением из правил. Классика предполагает округлую форму носка, которую разнообразят бантиками (Chloe, D&G, Repetto), стразами (MaxMara), другими декорациями (Oscar de la Renta, Gaetano Navarra) или просто цветом и принтами. В любом случае, балетки легко смотрятся на ноге и придают образу то самое ощущение парения, которое так ценят в примах имперского балета поклонники высокого искусства.